А.В. Гусева,
«Лики старого Сочи», 2014
Сочи, возникнув в 1838 году как военное укрепление, в 1874 году приобретает статус гражданского поселения (посада). В это время начинается изучение лечебных факторов Черноморского побережья Кавказа и его освоение. Известный русский географ и ботаник А.Н. Краснов, исследовав климат, почвы, растительность Сочинского района, выразил мысль о том, что Черноморское побережье Кавказа может быть названо Русской Ривьерой или Русской Колхидой.
Благоприятные отзывы известных отечественных и зарубежных ученых способствовали широкой рекламе Черноморского побережья Кавказа.
Большой вклад в развитие будущего курорта внесли министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов и гофмейстер, член Государственного совета Н.С. Абаза. Они способствовали привлечению на Черноморское побережье капиталовложений и деятельности частных лиц.
Благодаря этим личностям Сочинский округ всё более привлекает промышленников и предпринимателей, желающих вложить средства в будущий курорт. В этот период на Черноморском побережье Кавказа шёл процесс раздела земель.
В Сочинском округе имелись крупные частные владения графа С.Д. Шереметева, С.И. Ковалевской, великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, дачные участки купечества I гильдии Абрикосовых, Мамонтовых, Солдатенковых.
К концу XIX в. оформилась административная принадлежность и территориальные границы Сочи.
Указом от 23 мая 1896 г. Черноморский округ, входивший в состав Кубанской области, был выделен в самостоятельную Черноморскую губернию. Это была самая маленькая из всех губерний России — 6455 верст.
Сочинский округ, входивший в Черноморскую губернию, занимал территорию между морем и Главным Кавказским хребтом от р. Шахэ — на севере, до р. Бзыби — на юге, включая Гагру.
Этим же указом посад Даховский был переименован в посад Сочи, по названию реки и у6ыхского этнического общества соатше, населявшего эту территорию до 1864 г.
Окончание строительства Новороссийско-Сухумского шоссе и широкое знакомство с опубликованными материалами о побережье способствовали привлечению капитала, дальнейшему развитию дачного и курортного строительства в районе Сочи. В это время возросли цены на земельные участки, владельцы распродавали их по частям под дачные постройки, пансионы, гостиницы. Освоение Сочинского округа вызвало появление новых промышленных и фабрично-заводских предприятий.
В конце ХIХ — начале ХХ в. формируется его архитектурный облик, имевший те особенности и своеобразие, которые были присущи только приморским курортным городами отличали их от других провинциальных районов. Это период резкого перелома в развитии не только русского, но и всего европейского зодчества. На смену «архитектуре выбора», или эклектике, господствовавшей во второй половине ХIХ века, приходит «новый стиль», или модерн, базировавшийся на иных творческих принципах.
Эклектика обращалась к самым разным стилистическим источникам; нередко мотивы, заимствованные из разных стилей, совмещались при этом в одном произведении.
С течением времени, по мере появления новых функциональных задач и новых технических возможностей, диапазон архитектурных решений расширялся, а строительные приемы усложнялись и обогащались. Архитектуре становилось всё более тесно в строгих рамках классических норм. Был подвергнут пересмотру принцип симметрии, и ему всё чаще стала противопоставляться «свободная» компоновка пространства, основанная на применении асимметричных «нерегулярных» планов, способных обеспечить больший комфорт и большую гибкость функциональных связей между разными по назначению помещениями.
Неуклонное развитие рационалистических тенденций привело на рубеже ХIХ и ХХ веков к формированию стиля модерн. В основу новой стилистической концепции её сторонники стремились положить принцип «архитектурной правды», под которой понималось последовательное выражение композиционными средствами назначения и планировки здания, особенностей строительных конструкций и материалов. Мастера модерна выработали новый пластический язык, основанный на господстве крупных, обобщенных масс, динамика и острые контрастные сопоставления которых позволяли выявить структуру внутреннего пространства — нередко сложного, лишенного обязательной классической симметрии.
Целесообразность конструктивных и функциональных решений в архитектуре модерна нередко контрастировала с символикой и мистикой, пронизывающими изобразительное искусство и поэзию того же времени.
Все эти противоречия были порождены эпохой: буржуазное общество, казалось бы, ещё полное созидательных сил, смутно предчувствовало скорое крушение старого мира, и это вызывало смятение, беспокойство, страх. Такое мироощущение часто выражалось в образах неясных, изломанных и призрачных, лишенных жизнеутверждающего начала, свойственного полнокровному классическому прошлому. Вот почему эпоха модерна уже в начале ХХ столетия нередко именовалась «декадансом», то есть отождествлялась с упадком. Критика этого времени часто называла архитектуру модерна «декадентской». Для этого были известные основания: уж очень резким казался многим деятелям культуры разрыв с традициями, чересчур претенциозными и навязчивыми представлялись новые формы и «неэстетичными» — новые материалы и конструкции.
Следует отметить, что новые веяния встречали порой враждебное отношение. Молодым зодчим-новаторам приходилось утверждать свои позиции в журнальной и газетной полемике, устных выступлениях, но прежде всего, конечно, на практике.
Благодаря старым открыткам, буклетам, путеводителям мы теперь можем составить представление об архитектурной жизни Сочи того времени. А жизнь эта была исключительно бурной и плодотворной. В ту пору капитальная застройка города развивалась особенно быстрыми темпами. Во всём Сочинском округе сооружались дачи, школы, лечебницы, гостиницы, магазины, банки, мосты. Строительная практика широко освещалась на страницах периодической печати: публиковались описания и фотографии построек и проектов, помещалась реклама проектных контор и обществ.
Основной принцип градостроительного подхода при застройке Сочи был нацелен на создание курорта как города-сада.
Архитектура имела характер павильонной застройки, свойственной парковым ансамблям, в которых главной целью архитекторов было достижение гармонии архитектуры с природным ландшафтом. Не случайно паркам, которые составляют гордость города-курорта, уделялось так много внимания. Парки «Дендрарий», «Ривьера», «Южные культуры» представляют историка-культурное наследие и охраняются государством.
История архитектурного развития Черноморского побережья Кавказа в дореволюционный период может быть представлена несколькими архитектурными направлениями: модерн — жилые и общественные постройки, эклектика — дачные строения, русско-византийский стиль — православные культовые сооружения.
В окрестностях Сочи располагались дачи многих московских чиновников, столичной интеллигенции. Все дачи находились недалеко от моря и имели прекрасные приусадебные парки от 3 до 5 га с экзотическими насаждениями.
До настоящего времени в Сочи сохранилось 20 зданий бывших дач и дачных комплексов конца XIX — начала ХХ в., поставленных на учет как объекты историко-культурного наследия. Здания в основном были деревянными и кирпичными, фасады имели все признаки стиля модерн. В основе своей модерн был стилем интернациональным. Но в процессе его эволюции, как это неоднократно бывало и раньше, сформировались национальные и региональные ответвления единого стилистического потока.
В конце ХIХ — начале ХХ В. здесь существовала технико-строительная контора А.Я. Буткина, выполнявшая архитектурные, инженерные и подрядно-строительные работы. Большинство зданий в Сочи в этот период было построено по проектам этого архитектора и специалистов его конторы (Сочинское казначейство, библиотека им. Пушкина, дом и лечебница А.Л. Гордона и др.).
Деятельность А.Я. Буткина началась в довольно благоприятных условиях строительного подъема, когда часто предоставлялась возможность быстро реализовать свои замыслы. Не только в среде специалистов, но и у широкой общественности пробуждался живой интерес к новому, стремление преодолеть архитектурную «отсталость» страны. Важную роль играла широкая пропаганда в печати достижений современной западной архитектуры.
В поселке Ермоловский Сочинского округа находилось Агентство Московского страхового общества, где инженер И.Г. Вейденбаум занимался производством «строительных и культурных работ» в районе Гагра-Адлер. Но состоятельные владельцы усадеб предпочитали заказывать проекты своих домов в Москве, Санкт-Петербурге, где функционировали Черноморское строительное общество, технический отдел конторы «Русская Ривьера». Эти организации занимались созданием проектов для Черноморского побережья Кавказа, а также поставками строительных материалов.
Анализ сохранившихся исторических планов Сочи позволяет сделать вывод о хорошо продуманной планировке города.
Небольшой посад расположился на берегу моря в устье реки Сочи. Его границы проходили по р. Сочи — на севере и ул. Пограничной (современная ул. Театральная) — на юге. Собственно посад условно делился на верхнюю и нижнюю части. К посаду примыкали два пригорода: Хлудовская сторона и Верещагинские участки. Верхняя часть посада была расположена на возвышенности, от ул. Пограничной (современная ул. Театральная) до ул. Соборной (современная ул. Москвина). Она была отведена под дачную застройку, гостиницы, лечебницы. Всюду были сады с богатой растительностью. Население было сравнительно малочисленными материально обеспеченным: домовладельцы, врачи, чиновники, инженеры, учителя, владельцы пансионов и гостиниц, представители духовенства. Поэтому рекламные проспекты и путеводители рекомендовали российской публике выбирать для лечения именно эту «аристократическую», наиболее здоровую и благоустроенную часть сочинского курорта.
Нижняя часть посада начиналась от Соборной улицы и тянулась до р. Сочи. Здесь был узел жизни всего посада: магазины, лавки, базары, духаны, трактиры, дешевые гостиницы, конторы, склады, винные погреба и ремесленные мастерские. Здесь проживала большая часть населения посада Сочи: рабочие, ремесленники, батраки, цеховики, мелкие торговцы.
В сравнении с известными курортами России и зарубежья Сочи — молодой курорт — был доступен многим, это обеспечивало его популярность и известность.
В докладе сочинского городского старосты А. Карташова на съезде деятелей Черноморского побережья Кавказа в Петербурге в 1913 г. отмечалось:
«Значение для России Сочи, как курорта, в достаточной мере освещено и популярность его в этом отношении настолько велика, что нет уголка во всей европейской и азиатской России, где не знали бы Сочи…», но из-за плохого устройства «огромная масса публики предпочитает уезжать за границу, проживая там десятки миллионов рублей и тем обогащая тамошние курорты… А наши более одаренные природой курорты чахнут, влача жалкое существование».
Местная власть прилагала немалые усилия, чтобы привлечь внимание к проблемам маленького посада, и ходатайствовала перед правительством о получении статуса города.
Все предшествующие и последующие события предопределили возникновение и развитие будущего курорта с мировым именем — олимпийской столицы Сочи-2014.
[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]