В предолимпийской суматохе по приведению Сочи к «единому архитектурному (головная боль городской администрации на сегодняшний день) совершенно незаметно для города прошла новость по изменению приоритетов развития Краснодарского края.
Принятый законодательным собранием края, вступил в силу Закон Краснодарского края от 2 октября 2013 г. N 2792-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года».
В документе говорится о новых ориентирах, которые обозначились в принятой на период до 2020 года стратегии развития Краснодарского края. Основные направления остались неизменными. Но от части планов региону пришлось отказаться. Так не будет реализован проект переноса железнодорожного полотна с прибрежной зоны Черного моря на участке Туапсе — Адлер (на высвобождаемой полосе пляжа планировалось разместить отвечающие мировым стандартам курортно-туристические объекты современного типа). Вместо Черноморского побережья статус туристско-рекреационной особой экономической зоны получил горноклиматический курорт Лагонаки в Апшеронском районе, который, как ожидается, должен стать собственным узнаваемым брендом края, способствующим продвижению его на мировой туристический рынок и повышению инвестиционного рейтинга региона.
Таки образом администрация края в очередной раз показывает своё нежелание реализовывать генплан города Сочи, который был принят в 2009 году и рассчитан до 2032 года.
Напомним, что по новой пространственной градостроительной парадигме Большого Сочи, заложенной в принятый генеральный план развития курорта на период до 2032 г., предусмотрен пространственный сдвиг градостроительного каркаса в глубинные предгорные территории Сочи. Это было обусловлено переуплотнением береговой полосы центральных районов курорта в следствие хаотичной застройки её в основном коммерческими жилыми и офисными высотными зданиями, что неизбежно привело к нарастанию диспропорций в развитии города и как результат — резко обострились транспортные проблемы, значительно ухудшилась экология курорта, оказалась перегруженной инженерная инфраструктура всего городского хозяйства, образовался значительный дефицит энергетических мощностей.
За счёт же использования глубинных предгорных территорий появилась бы реальная возможность не только воссоздать на основе нового территориального баланса градостроительную основу туристско-курортного комплекса (ТКК), но и качественно улучшить её пространственную архитектуру. Линейный характер градостроительной основы Сочи, вписанный сегодня в узкую и переуплотнённую береговую полосу, авторы генплана 2009 года предлагали преобразовать в более объёмный, с включением в него горноклиматической составляющей, что позволит впервые практически приступить к постепенному поэтапному формированию относительно самостоятельных восьми курортных образований сочинской курортной агломерации, идея которой была намечена ещё в генплане 1967 г.
При этом в генплане 2009 года особо было подчёркнуто, что назревшие преобразования градостроительной основы туристско-курортного комплекса Сочи, а с ним и всего города-курорта возможны только в том случае, если будет реконструирована вся транспортная система Сочи. В этой связи предлагалось «параллельно уже созданному почти сто лет назад транспортному коридору по естественной межгорной котловине пролегающей вдоль береговой полосы на расстоянии 10-15-20 километров, на высотах порядка 300-500 метров над уровнем моря, проложить новый магистральный транспортный коридор». В свою очередь это дало бы возможность осуществить перенос железной дороги в коридор обходной магистрали с реконструкцией существующего ж\д полотна под внутригородской пассажирский транспорт.
Следует отметить, что предлагаемый транспортный коридор очерчивает не только достаточно широкие градостроительные перспективы для раскрытия и использования значительного курортно-туристического потенциала Сочи, но и позволяет ставить задачи освоения глубинных территорий Большого Сочи, тем самым более полно использовать туристские ресурсы всего сочинского региона. Причём, что весьма важно, подчёркивают авторы генплана, новый транспортный коридор проходит по цепи исторически давно сложившихся местоположений сельских населённых пунктов, впервые соединяя их в единое целое на всей протяжённости города.
Все четыре года, прошедшие с момента принятия генплана, градостроительная деятельность городской администрации осуществлялась в том же духе, как и до его принятия: активно раздавались разрешения на строительство в прибрежной полосе. Никаких кардинальных решений в транспортной схеме города-курорта олимпийским строительством не предполагается. Всё, что реализуется — только незначительное улучшение существующего транспортного коридора, и то только в центре Сочи. При этом никак не решаются проблемы трассы М-27 между Джубгой и Мамайкой или между Агурой и Адлером.
Вместо принятия мер по реализации генерального плана, глава города рассказывает сказки об организации движения внутригородских электричек по всему Большому Сочи каждые 15 минут параллельно с поездами дальнего следования и товарными на двух железнодорожных путях вдоль моря.
Уже сейчас видно, что реализовать такое невозможно: либо электрички, либо поезда дальнего следования. Что и получится на станции Хоста с введении с 1 ноября первой фазы олимпийского расписания движения пригородных поездов в Сочи: на участке Сочи — Адлер будет ходить днем до десяти составов в час, а остановки всех дальних поездов в Хосте будут отменены.
Смена туристско-рекреационных приоритетов развития края может обернуться для Сочи ещё одной бедой: новая морская набережная, отвечающая требованиям курорта мирового уровня, у Сочи никогда не появится.
Проект реконструкции приморского парка и морской набережной Центрального района г. Сочи
Одному городу такой проект не осилить, а край уже заявил о смене своих приоритетов.