Site icon Архитектура Сочи

Фестиваль «Сочи-Пешком-2013»: как это было

«Сочи-Пешком» — cоциокультурный проект развития городской среды, направленный на улучшение общественных пространств и пешеходных путей в городе-курорте Сочи, своеобразный шаг навстречу системного подхода в развитии города.
Быстрый рост, который пережил Сочи в последние годы, резко изменил масштаб и характер городской среды: из Черноморской Ривьеры вырос Манхэттен на Черном море.

Существующие тенденции развития подрывают потребности общества в целом. Между тем, говоря об устойчивом развитии города-курорта, требуется более качественная пешеходная среда, развитие которой идет в разрез со сложившейся в Сочи строительной практикой. Поэтому организаторы фестиваля решили дать возможность молодым архитекторам исследовать, переосмыслить и предложить свои «рецепты» улучшения сети пешеходных и общественных (публичных) пространств в городе. Так родилась идея расширить ежегодную выставку студенческих работ «Сочи — гостеприимный город» до фестиваля, включив в неё и летнюю архитектурную школу для студентов и молодых специалистов.

Организаторами и преподавателями архитектурной школы выступили:

Первая смена школы собрала 8 студентов 4 вузов:

Старт летней школы был дан 2 июля 2013 года, когда в Сочинском Художественном музее вместе с четвёртой отчётной выставкой студенческих работ «Сочи — гостеприимный город» открылась выставка «Азбука пешеходного города».

Современные города – это не только места преобразований, открытий и творчества, но также и места экономического, социального и средового неравенства, где зачастую прослеживается неоднородное развитие урбанизированного ландшафта как системы в целом. Сегодня во многих случаях работы с городской средой преследуют в первую очередь краткосрочные интересы, что порождает недостаточное культурное и социальное инвестирование в перспективное развитие города. Городское общественное пространство становится центром перехода к рыночной экономике с характерными ориентирами на мировые тенденции, а именно возведение во главу угла частную собственность, что неизбежно приводит к исчезновению идеи открытого общественного пространства как места коллективного отдыха и общения, а также информационного и культурного обмена.

Чтобы выйти за пределы этих тенденций и поддержать развитие справедливых и устойчивых общественных пространств, необходимо рассматривать и учитывать разнообразие сил, формирующих среду в рамках градостроительного проектирования.

Ценность успешного проектирования напрямую зависит от получения видимого результата, отвечающего многомерности заданных условий. Именно поэтому первые две недели Летней школы были посвящены осмыслению процессов, задействованных в развитии средового пространства на разных стадиях проектирования, в разных градостроительных масштабах. Чтобы сформировать видение проекта в долгосрочной перспективе, участники школы испытали свои силы в работе с целостной системой города вместо концентрации на отдельных элементах, попытались выйти за пределы локального понимания проблемы, изучив более широкий контекст. Студентам было предложено разработать методы анализа и осмысления взаимодействий между экономическими, политическими и культурными силами, формирующими городскую среду.

Первая неделя: «Понимание города как процесса»

Для развития более глубокого понимания студентами летней школы сложной и многослойные ткани выбранной ими общественного пространства и системы сил, постоянно влияющих на него, были проведены пешеходные прогулки, лекции и видеоконференции с зарубежными архитекторами.

Так в первый день была проведена прогулка по городу с посещением участков для потенциального проектирования. Состоялась и первая разминочная дискуссия.

В первые дни студенты не только слушали лекции, но и сами наблюдали и анализировали как градостроительные формы соотносятся с человеческой активностью в общественных пространствах. На основе сделанного анализа, студенты определили темы и проблемы, которые они будут разрабатывать в течении второй недели.

Вторая неделя: «Создать процесс — создать пространство»

Цель второй недели – разработать сценарий и план действий для развития выбранного места/сети пространств с учетом возможных участников процесса проектирования, а также программу физического воплощения и будущего обслуживания объекта. Это потом станет отправной точкой для третьей недели, когда на основе разработанного плана студенты работали над детальным архитектурным проектом.

На этой неделе состоялась также встреча студентов летней школы с сочинцами для лучшего понимания проблем, с которыми те сталкиваются в городе. К сожалению, горожан на встречу пришло очень мало, но организаторы школы надеются на увеличение интереса жителей Сочи в следующем году.

Финалом второй недели летней архитектурной школы стала презентация и обсуждение студенческих работ.

Вторые две недели программы школы были посвящены разработке и реализации студенческих идей на основе их тщательного анализа и выводов. Студентам было предложено сделать следующий шаг в поиске наилучших решений для своих предложений дизайна городской среды. Интенсивные дискуссии, семинары и лекции были проведены для того, чтобы помочь ученикам школы создать свои проектные предложения.

Третья неделя: «Усиление влияния малых архитектурных форм»

В течение третьей недели участники летней школы трансформировали идеи ранее разработанного стратегического плана в возможные проекты с использованием малых архитектурных форм, которые должны вызвать структурные изменения в пределах определенной территории. Студенты разработали подробные проекты с учётом того, как, каким образом их идеи могут быть реализованы (материалы, тайм-менеджмент, логистика, PR, законодательство, реакция общества).

Именно на этой неделе состоялся и воркшоп «Мультисенсорное понимание города и влияние городских элементов на эмоциональное и физическое состояние».

Открыв для себя новые возможности, студенты летней школы смогут теперь проектировать с учётом экономических, политических и социальных факторов, правильно ставить перед собой вопросы и делать осознанный выбор варианта проектного решения с глубоким пониманием всех возможностей.

Для того, чтобы проанализировать влияние различных социальных, экономических, культурных, политических, экологических, технологических, эстетических сил в формировании городского общественного пространства, в летней школе проводились пешеходные экскурсии и открытые дискуссии, как важная часть учебного процесса. Эти открытые мероприятия проводились в различных местах, чтобы дать студентам практический опыт исследования городской ткани. Наблюдая и обсуждая увиденные различия между городскими районами, студенты получили возможность понять реальную картину того, как элементы архитектуры и городского дизайна могут влиять на поведенческие модели и практику городской жизни. То есть постигнуть на практике один из основных принципов архитектуры: «Человек формирует пространство, пространство формирует человека».

Не смотря на всю серьёзность исследовательских и образовательных мероприятий, лето в Сочи никто не отменял. Студентам и преподавателям удавалось не только приобрести отличный опыт обучения и международного обмена знаниями, но и многое узнать о культуре и истории Сочи — одного из самых красивых городов России, посещая музеи и совершая велопрогулки по городу.

Вечерами лестница или уютный дворик старого дома превращались в кинозал под открытым небом.

Четвёртая неделя: «Активация пространства»

В рамках летней школы студентам также была предоставлена возможность реализовать свои проекты небольшого вмешательства в существующую городскую среду предложенного для анализа участка — район остатков крепостной стены форта «Александрия» и представить их широкой публике.

Одна из реализованных идей — краткий ликбез истории Сочи вместо скучного подъема на церковную горку.

Презентация студенческих работ проекта «Сочи-Пешком» состоялась 26 июля 2013 года на исследуемой территории.

На итоговое мероприятие преподаватели и студенты летней школы пригласили не только сочинских архитекторов, но и всех тех, кому интересна проблема сохранения и развития пешеходных пространств в структуре курортного города. К сожалению, в этом году таких было не много, но организаторы фестиваля надеяться на увеличение количества сторонников пешеходного Сочи.

За время финального праздника сооруженный студентами объект городской среды примерил на себя сразу несколько функций. Он был и сценой для музыкантов, и трибуной, и детской площадкой, и скамейкой для просмотра кинофильма.

Чем больше таких объектов будет в городе, тем интереснее и насыщеннее будет в нем жизнь. В этом уверены организаторы летней архитектурной школы и уже подбирают новый уголок Сочи в качестве объекта исследований на следующий год.

«Архитектура Сочи»

использованы материалы: facebook.com/sochiPeshkom2013

Rate this post
Exit mobile version