3 мая 2013 года исполнилось всего лишь 175 лет со дня основания русского форта Александрия (с 18 мая 1839 года Навагинский), от которого ведет свое летоисчисление современный город Сочи. Однако, эти земли были обитаемы с глубины веков. На территории Большого Сочи найдены несколько первобытных стоянок, а в городском музее истории есть великолепная экспозиция, повещенная этой теме.
Не удивительно, что плато, расположенное на левом берегу реки Соча-пста и являющееся удобным плацдармом для контроля над окружающей территорией, было выбрано для возведения не только русского форта, но и более ранних сооружений.
Всплеск интереса в начале апреля этого года к этим сооружениям вызвало разрытие траншеи под теплотрассу между собором Архангела Михаила и остатками стены форта и обнаружение рабочими более древней кладки из дикого камня.
«Есть мнение, что сооружение — остатки Новагинского форта, построенного в тридцатые годы позапрошлого века, — рассказал «Комсомолке» доктор исторических наук, завфкафедрой культорологии и географии Сочинского госуниверситета Александр Черкасов. — Однако меня смущает угол наклона каменной стены. Да и уходит она в сторону Адлера. Если это форт, то так быть не должно. И вообще — большую часть первых укреплений делали из земли и бревен. А тут — перегородка из дикого камня. Разобраться, что же все-таки отрыли рабочие, сказать трудно — вести полномасштабные археологические раскопки в центре олимпийской столицы нам сейчас вряд ли кто позволит. Стена очень похожа на линию укрепления. Подобное оборонное зодчество было характерно для Константинополя. Коммунальщики наткнулись еще в шестидесятых годах прошлого века, но в советские времена о находке замолчали и шумиху поднимать не стали.»
Обеспокоенная судьбой исторической находки, О.В. Козинская, как председатель Общественного градостроительного совета, 8 апреля 2013 года отправляет запрос в Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, в котором просит принять незамедлительные меры для обеспечения надлежащего исследования выявленного объекта культурно-исторического наследия.
К запросу были приложены фотоматериалы с места проведения работ.
Подобное обращение было и от Сочинского отделения Русского географического общества.
Совсем недавно Общественным градостроительным советом был получен ответ, датированный 24 мая 2013 года. Из него становится ясно, что ничего, кроме фотофиксации сегмента, определения его географических координат и взятия образцов раствора сделано не будет.
На сегодняшний день траншея благополучно зарыли обратно и даже восстановлено покрытие из брусчатки.
Единственное, что мы можем сделать на сегодняшний день — это привести здесь цитаты из некоторых исторических источников, доступных на сегодняшний день широкому кругу любителей истории Сочи благодаря сайту «Сочинский краевед»
Газета «Кавказ» №89 от 1 (13) августа 1871 г.:
«Вечером, наверху, близ дома, была иллюминация; эффектны были очень развалины церкви внутри бывшего укрепления, от которой остались только круглые стены без купола; наверху этого круга были расставлены плошки, придававшие своим светом грандиозный вид этим развалинам. При этом, на просьбу казаков, Его Высочество приказал начальнику округа возбудить вопрос о возобновлении этой церкви, которая, вместе с тем, служила бы и приходской для окрестных поселений, сгруппировавшихся по бассейну р. Сочи и ее окрестностей».
Более подробно об этих сооружениях и подземных ходах пишет в статье «Сочи» (1911 г.) Прокопий Петрович Короленко — один из почтеннейших историков Кубани, который долгие годы жил и в Сочи, в районе нынешней гостиницы «Магнолия».
«Старожилы, зашедшие на Сочи, (после Крымской войны) застали ещё на месте бывшего укрепления с некоторых сторон толстые, четвертей в пять и вышиной около двух сажень стены, построенные из крепкого белого обделанного в брусья камня, кладенного на крепком растворе цемента, валявшиеся испорченные орудия, с кучами артиллерийских снарядов, забранные в последствии, с разрешения начальства, каким-то евреем.
Некоторые говорят, что стены те строились нашими инженерами во время возведения Александрийского форта, или после достраивались для лучшего его укрепления, что камень доставлялся на судах из Керчи. Не имея данных, я не берусь оспаривать, но и по многим соображениям с такими предположениями не согласен.
Выше уже сказано, что для постройки крепости были доставлены из Ростова, на наёмных судах в Сочи доски, брёвна и прочие нужные для этой постройки материалы: для деревянной и кузнечной работы были свои мастера, а для земляных сооружений в отряде были саперы. О каменных же сооружениях в форте Александрия нигде в документах и помину нет, а если бы что и было выстроено из камня, то уже ни в каком случае не стены, окружавшие форт в два, а может и более рядов, да на их сооружение потребовалось бы времени не месяцы, а годы. Кроме этого, инженерам не было надобности делать в этих стенах с наружной стороны арки и под ними большие отверстия для проходов под землю, следы которых и теперь ещё видны; другое дело, если бы эти отверстия в подземные ходы были с внутренней стороны стен, то можно было бы подумать, что эти искусственные сооружения могли служить укрытием каких-либо горючих, взрывчатых веществ, в предохранение от бомбардирования крепости неприятельскими гранатами, но с наружной стороны, где черкесы в темные и бурные ночи могли подкрадываться под самые крепостные стены, эти загадочные отверстия не только были бесполезны, но еще и опасны, так как посредством их неприятель мог свободно взорвать на воздух самою крепость.
Этого мало. Старожил Тар…й рассказывал, что он еще в молодых летах, прибывши в Сочи около 1870 г. застал в развалившейся крепости круглое в средине стен каменное здание, с обвалившимся верхом, сажня в два в диаметре, похожего по стилю строения на храмы древних церквей, имеющихся во многих местах Черноморского побережья, и за стеной в стороне р. Сочи громадную в три яруса каменную башню, с отверстиями для бойниц во всех трех этажах.
Эти древние здания, каких много на Кавказе, совсем уже не относятся к постройкам наших инженеров и строителей укреплений на Черноморском побережье.
Время пощадило эти древние сооружения, но не пощадили их люди. Все каменные стены, храм и башня были разобраны и из них выстроена церковь, красующаяся и теперь в Сочи, с золотым верхом; выстроенный же русскими в 1842 году на северо-восточной горе каменный блокгауз разобран и из него построен Сочинский маяк…
Из сказанных сочинских древностей уцелели только до настоящего времени при земле признаки былых каменных стен, с разных сторон, то в один, то в два ряда с небольшими между ними промежутками; вокруг бывшего укрепления и отверстия со стороны р. Сочи, под арками, за которыми, как говорят, был еще глубокий ров, в виду чего стена с той стороны при заваленном рве осталась открытою еще более сажени вышины, с вросшими в камнях деревьями, показующими ея древность.»
«В сказанные отверстия и теперь еще может пролезть человек. Тар…й говорит, что такое-же отверстие было еще на его памяти со стороны моря, он, будучи мальчиком, прятал туда с товарищами бутылки с напитками попечителя сочинского населения, Козлова для охлаждения, но теперь в том месте арка попорчена обвалами, а в другом месте есть ещё каменное отверстие, которое видно каждому желающему, служащее по-видимому для притока воздуха в подземный ход.
С какой целью строились отверстия в арках стен неизвестно, но в народе держится слух, что то были входы в подземные галереи, сооруженные древними обитателями этого края, и кто знает, быть может и теперь еще, при трудах археологов, открылись бы под землёй с видимых входов какие-нибудь сокровища и остатки, проливающие свет на жизнь людей этого городища. А что это было древнее городище, тому нет сомнения еще и потому, что за стенами бывшего русского укрепления на восток заметны еще и теперь во многих местах бывшие рвы и валы древних сооружений.
Оставим археологам исследовать это городище и его строителей.»
К сожалению, современному городскому руководству не интересен ни сам факт основания русского форта, ни тем более то, что было до него.
по материалам: sochived.info, privetsochi.ru