15 декабря исполнится 105 лет со дня рождения знаменитого бразильского архитектора-модерниста Оскара Нимейера (Niemeyer Soares Filho Oscar). Увы, в прошлую среду, 5 декабря 2012 года, он ушел из жизни, не дожив всего 10 дней до своего юбилея . В Бразилии был объявлен национальный траур. Похоронен Оскар Нимейер в своём родном городе Рио-де-Жанейро.
За 70 лет архитектор спроектировал более 600 строений и работал до самой смерти. Его творчество оказало не менее заметное влияние на советскую архитектуру 1960-1970-х, чем работы Мис ван дер Роэ или Ле Корбюзье. В частности, сочинская архитектура того периода впитала в себя основные идеи модернизма, что нашло своё отражение, в первую очередь, в иной, по сравнению с неоклассической архитектурой, пластике форм.
Оскара Нимейера часто называют «скульптором-монументалистом, чем архитектором» за динамизм и чувственность форм его архитектуры. Его манера характерна обилием плавных кривых.
В своих мемуарах Немейер писал:
«Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины»
Творчество Оскара Нимейера можно условно поделить на пять этапов:
Первый этап (1940-1943) — Пампулья. В творчестве сочетание истинно бразильских элементов в переплетении с универсальными.
Второй этап(1943-1953) — архитектор находится в поиске новых художественных возможностей, смело сочетает железобетон и скульптуру, не забывая о ландшафте.
Третий этап (1953-1965) — активно работает над архитектурным обликом столицы Бразилии, использует экспрессионизм в строительстве.
Четвёртый этап(1965-1989) — вынужденная эмиграция в Европу. Здесь изучает культурное наследие античности. Работает во Франции, Италии, Алжире.
Пятый этап (1989-2012) — период музеев и мемориалов.
В 1988 году, в возрасте 81 года, Нимейер получил главную архитектурную награду мира — Притцкеровскую премию.
В 2007 году президент России Владимир Путин наградил Нимейера орденом Дружбы, отметив его заслуги в развитии российско–бразильских отношений.
1940 год.
Комплекс Пампулья. Бразилия.
1940 год.
Церковь св. Франциска Ассизского, Пампулья.
1947 год.
Здание ООН в Нью-Йорке.
© фото: Daniel Acker/Bloomberg
1951 год
Жилой комплекс в Копан — Бразилия
1952 год.
Собственный дом близ Рио-де-Жанейро.
1957 год.
Приходская церковь
1958 год.
Государственный театр Бразилии.
1957 год.
Дворец Рассвета (Алворада) – официальная резиденция президента Бразилии.
© archinews.ru
1958 год.
Собор Пресвятой Девы Марии в Бразилии.
1958 год.
Площадь Трёх властей. Бразилиа.
Здание Национального Конгресса . Бразилиа.
1962 год.
Дворец Верховного суда Бразилии.
1962 год.
Выставочный комплекс в Триполи. Ливан.
© Фото: по Styliane Philippou
1962 год.
Дворец Итамарати, Бразилиа. Бразилия.
© AFP/ Michael Kappeler
1966 год.
ЦК Французской коммунистической партии. Франция.
1966 год.
Отель Casino Park. Мадейра.
1972 год.
Культурный центр «Вулкан». Франция.
1972 год.
Telebrás Headquarters Бразилиа. Бразилия.
1981 год.
Музей Индейца, Бразилиа.
1983 год.
Самбадром в Рио-де-Жанейро. Бразилия.
1987 год.
Мемориал Латинской Америки.
1991 год.
Латиноамериканский парламент.
1991 год.
Музей современного искусства, Нитерой.
1999 год.
Аудитория Ибирапуэра, Сан-Паулу, Бразилия.
2000 год.
Аудитория Равелло. Италия
2000 год.
Здание Бразильской ассоциации адвокатов. Бразилия.
2001 год.
Музей Оскара Нимейера «Всевидящий глаз» в городе Куритиба. Бразилия.
2003 год.
Административный центр штата Минас-Жерайс, Белу-Оризонти.
Национальный музей Бразилиа. Бразилия.
2003 год.
Павильон Галереи Серпентайн. Великобритания.
2006 год.
Башня для городского парка, в Natal.
2006 год.
Культурный центр в г. Авилесе. Испания.
© archrecord.construction.com
Телевизионная башня Бразилиа. Бразилия.
2007 год.
Культурный центр в городе Вальпараисо Чили.
2008 год.
Здание «Кабо-Бранко» в Жуан-Песоа.
Здание Федерального электорального суда в Бразилиа.
Уход последнего великого модерниста символичен: вместе с ним уходит и модернизм в классическом его понимании. Города, построенные по канонам классической модернисткой парадигмы оказались ограниченными и нежизнеспособными, поэтому все чаще звучит призыв сделать современные города удобными для жизни. В волю наигравшись с формой, объемом и современными материалами, архитекторы обратили свой взор с объекта на окружающую среду и пространство, уделяя больше внимания развитию экоустойчивой архитектуры и архитектуре общественных пространств. И если раньше города рассматривались с высоты птичьего полета, то сегодня во главу угла ставится восприятие городской ткани человеком сквозь призму его жизненных потребностей.
по материалам: niemeyer.org.br