Site icon Архитектура Сочи

Градостроительный совет 12 апреля 2012 года: Концепция общественных пространств центральной части Сочи

На градостроительном совете, состоявшемся 12 апреля 2012 года, было на удивление много журналистов местных СМИ. Однако, главная идея, заложенная в эскиз корректировки «Проекта планировки центральной части г. Сочи», так и не была ими услышана. А между тем на этом заседании впервые на суд сначала коллег была вынесена «Концепция организации общественных территорий центральной части города-курорта Сочи».

Основные положения Эскиза корректировки проекта планировки были представлены на предыдущем заседании Градсовета. На основе высказанных тогда советов и замечаний Концепция общественных пространств обрела более реальные очертания.

По поручению коллег на Градостроительном совете Концепцию представляла Лариса Карловна Шавернева-Васильева.

По словам Ларисы Карловны, Москва подала хороший пример, когда на месте гостиницы «Россия» было предложено сделать парк. Чтобы улучшить городскую среду, нужно расчищать общественные пространства от коммерции и отдавать их городу. Без общественных пространств город не может быть городом. Если сейчас не будут предприняты меры, то весь город «будет как Светлана».

Выдвигая свои идеи, архитекторы осознают, что для их реализации прежде всего нужна добрая воля администрации города, городского собрания и поддержка горожан.

К сожалению, многое вернуть не возможно, но все-таки что же предлагается сделать:

Фрагменты Концепции организации общественных территорий центральной части города Сочи:

1 — Детский сад на 357 мест; 2 — Общеобразовательная школа на 910 учащихся; 3 — Детский сад на 285 мест; 4 — Детский сад на 214 мест; 5 — Офисное здание; 6 — Общественно-деловой центр; 7 — Дом творчества детей; 8 — Кино-концертный зал; 9 — Надземный переход; 10 — «Площадь ремесел» (Зона ренерации застройки); 11 — Площадь амфитеатра; 12 — Историко-культурный центр; 13 — Используемое подземное пространство для расширения Художественного музея; 14 — Детский сад на 120 мест (ул. Я. Фабрициуса); 15 — Общеобразовательная школа на 170 учащихся (ул. Я. Фабрициуса); 16 — 5-этажная крытая автостоянка на 800 м/м; 17 — Климатрон; 18 — Детский сад на 178 мест (за границей проекта).

Основным принципом организации общественных пространств является создание непрерывного озеленения вдоль основных пешеходных маршрутов.

На 78 000 населения, проживающего на рассматриваемой территории 900 га, требуется 78 га озеленения, а с учетом отдыхающих — 117 га. Сейчас имеется всего лишь около 15 га, которые обслуживают население гораздо большего района: от Мамайки до Мацесты.

Тем не менее, архитекторы попытались максимально организовать общественные пространства. Так ими предлагается 31 га левобережного водозабора отдать под городской парк и еще 20 га на соседней территории.


Фиолетовая зона — деловой центр; две зеленые зоны — городские парки.

Статус городского парка предлагается придать и «Ривьере», что потребует восстановления озеленения парка до 70%, то есть его предстоит очистить от неуместных сооружений, а излишние аттракционы вынести на отдельную территорию (ранее предлагалось на искусственный остров)

Естественным продолжением темы паркостроения стали проекты Приморской набережной, которые хоть и различны в деталях но едины по сути: создание не только комфортной пляжной полосы, но и парковой зоны, которая свяжет парк «Ривьера» и Нижний Дендрарий. На этом градостроительном совете было представлено два новых проекта Приморской набережной.

Первый проект, который можно назвать «эконом-вариантом», разработан архитектором Георгием Борисовичем Серебряковым совместно с инженером Николаем Александровичем Гришиным.


Г.Б. Серебряков представил архитектурную концепцию проекта Приморской набережной

Основная идея этого проекта — создание приморского парка, который свяжет «Ривьеру» и Нижний Дендрарий. Помимо этого поддерживаются связи улиц Верхнего города с вновь создаваемым парком. Однако, в этом проекте авторы отказались от привязки гидросооружений к градостроительным осям, так как это самостоятельная структура. Предусматривается создание 30 м набережной, которая потом ступенями 1,5 на 0,60 м спускается к пляжу. Это не барьер, а удобный спуск. Всего предполагается создать около 20 га парковой зоны, которая добавляется к городским зеленым пространствам. Запланировано и создание Приморской Театральной площади.

В этом проекте используется новый тип гидрозащитных сооружений — распластанные волноломы, которые находятся под водой, то есть набережная будет свободна от бун. Об инженерной составляющей проекта более подробно рассказал Н.А. Гришин:

По словам Николая Александровича, все рассматриваемые и даже принятые ранее варианты реконструкции Приморской набережной были весьма затратны, так как при увеличении длины бун без волноломов приходилось конструктивно поднимать набережную для защиты ее от волн, что влекло за собой весьма существенные затраты. Предлагаемый ими сегодня вариант существенно экономичнее, так как при такой защите новая набережная располагается практически в одном уровне с морем и пляжем, но при этом имеет весьма действенная защита от волн в виде распластанных волноломов.

Уже сделано и математическое и гидравлическое моделирования такой системы, которые показали: несмотря на то, что после каждого шторма будет миграция гальки, пляжи все равно будут динамически устойчивы и набережная будет защищена.

Более того, при наличии инвестора, в будущем подобный тип пляжа легко трансформируем в бухтовый, что увеличивает пляжную зона на 30%.

Волноломы представляют собой наносные конструкции установленные на семиметровой глубине: можно ставить арматурные каркасы, утилизировать бетонные конструкции. В дальнейшем такие конструкции служат для развития местного биоциноза.

Другой проект Приморской набережной представил Александр Павлович Климычев:

Этот проект правильнее было бы назвать «программой максимум», так как он сочетает в себе не только создание буховых пляжей и парковых зон, но и разумное и гармоничное включение бизнеса по средством так называемого «обитаемого ландшафта»: большая часть набережной (от морвокзала до гостиницы «Жемчужина») имеет второй уровень в теле которого и располагаются все коммерческие объекты, верх же решен в виде эксплуатируемой зеленой кровли. То есть когда мы смотрим с верхней набережной,мы видим только зеленые террасы.

Основные предложения по проекту, чтобы сделать эту территорию туристически привлекательной:


1. — Входная площадь; 2 — Площадь трех стихий; 3 — Морская площадь; 4 — Закрытый зал камерной музыки; 5 — Закрытый аквапарк; 6 — Боулинг-бильярд; 7 — Баня-land (стоянка № 1 — 450 мест); 8 — Амфитеатр; 9 — Водное щоу, школа дайвинга, дельфинарий (стоянка № 2 — 2 250 мест); 10 — Морской каботажный вокзал и яхт-клуб (эллинги № 1 и № 2 — 17 400 кв.м); 11 — Марина на 100 единиц плавсредств; 12 — Открытый и закрытый плавательный бассейны, школа олимпийского резерва; 13 — Лифтоподъемники; 14 — Эскалатор; 15 — Поющие фонтаны, морское шоу, фейерверки; 16 — Ресторан, кафе; 17 — Пляжный сервис; 18 — Аттракционы

Члена градостроительного совета предложили разработчикам обоих вариантов объединиться, чтобы первый проект стал первой стадией для реализации второго. Вот как прокомментировала оба проекта Зоя Александровна Розова:

«Мое настроение, испорченное при рассмотрении проекта по «Кавказской Ривьере», улучшилось. Есть продуманная и хорошо прорисованная идея спрятать все в рельеф. В первом варианте большой плюс — появление приморского парка. Нужно их (проекты — прим. «АС») объединить, но без островов и марины. Супер идея вписания зданий в рельеф!»

Вновь была рассмотрена Транспортная схема центра, которую Градостроительному совету представил Леонид Константинович Звуков.

Схема также претерпела изменения с прошлого заседания Градсовета. В частности появились новые надземные переходы:

и подземные переходы:

Разработана более детальная схема канатных дорог:

К работе над транспортной схемой был привлечен и Алексей Александрович Попов. Им был просчитана новая транспортная схема и расчеты показали, что предложенные мероприятия значительно улучшат пропускную способность центра города. Среди дополнительных мер было предложено либо сделать платным въезд в центр города для частного транспорта, либо по примеру западных стран сделать прибордюрные парковки также платными. В ходе дискуссии архитекторы сошлись на мнении, что прибордюрные парковки более эффективные, но только при строительстве перехватывающих парковок за центральным ядром и развитой системе общественного транспорта, которому отдается приоритет на улицах города.

Работа над «Эскизом корректировки «Проекта планировки центральной части г. Сочи» будет продолжена, хотя уже и вошла в завершающую стадию.

«Архитектура Сочи»

4.6/5 - (9 голосов)
Exit mobile version