Юрий Владимирович ЛЬВОВ,
заслуженный архитектор России
Мудрые государственные деятели век тому назад прозорливо определили судьбу непроходимых джунглей и малярийных болот, увидев здесь огромный потенциал для создания курорта, суля ему большое будущее. Захотели джунгли превратить в парки, малярию искоренить, а теплый климат, море, солнце, горы, минеральные воды отдать людям, создать для жителей России — северной страны — маленький зеленый рай на берегу моря.
Огромным трудом нескольких поколений удалось достичь того, что за прошедший век Сочи-Мацестинский курорт стал популярным, приносящим людям радость отдыха и исцеления.
Почему возник вопрос о существовании курорта? Город-курорт быстро идет по пути самоуничтожения.
Каким же я вижу город-курорт? Он должен быть особенным в своей гармоничности местом: удобным, своеобразным, красивым, интересным. Главное его богатство — природа. Коснусь только профессионально близких мне градостроительных проблем. Уже многие годы в Сочи царит градостроительный беспредел, доведший город до сегодняшней чрезвычайной ситуации. «Золотая» городская земля разрывается на клочки без всякой заботы о последствиях, о будущем курорта. Генеральный план города — это главный градостроительный документ, так же, как и проект планировки его центра, игнорируется. Все планировочные проектные работы давно прекращены. Настал хаос, рожденный алчностью и градостроительной безответственностью.
Застраиваются зеленые приморские территории, участки, определенные для парков, и даже существующие парки и скверы. Например, приморская парковая зона центра (Приморскии парк, склон от церкви к улице Войкова, ряд скверов по Курортному проспекту, район Светланы), парк «Ривьера», склон Батарейки и многие другие места. И это в городе, где в пять раз против норм не хватает общественной зелени. (Это на первый взгляд кажется парадоксальным, но большая часть сочинских парков принадлежит санаториям, куда вход посторонним воспрещен — прим. «Архитектура Сочи»)
Застраиваются санитарные и защитные зоны Черного моря и рек, береговые и пляжные полосы, трассы намеченных генпланом транспортных магистралей.
Застраиваются частными домами сотни гектаров ценнейших земель при остром территориальном дефиците в городе. Делается это без проектов застройки, без комплекса противооползневых мероприятий, дорог и инженерных коммуникаций. Хаотичная застройка уже пошла и в Красной Поляне. Этот градостроительный брак далеко не безопасен.
Транспортная проблема назревала в городе давно, но не получала должного внимания Город, на удивление, спокойно ждал кризиса и не строил намеченных генпланом магистралей, транспортных сооружений, развязок, стоянок. Например, не использована возможность освобождения от машин Театральной площади путем строительства предусмотренного генпланом прямого съезда на продолжении улицы Орджоникидзе через Верещагинку по эстакаде. Большие деньги ушли на ненужное расширение Черноморского шоссе, а ведь можно было решить весьма важный для города вопрос. При этом эстакаду все равно придется строить. Или застройка «Белым лебедем» и прочими, заведениями полосы для запроектированного ранее расширения улицы Московской. Все знают, что творится в этом напряженном транспортном узле. Таких примеров не счесть. Спасая центр, необходимо не строить в нем транспортоемких объектов. Надо шире применять чистый электрический транспорт.
Экологическая ситуация в городе стала недопустимой. Специалисты-экологи давно бьют тревогу. Город переполнен автомобилями, трудно ездить, трудно ходить, нечем дышать. И это в курортном городе, где приехавший к нам счастливый человек должен забыть о тесноте и суете «каменных джунглей» промышленных городов. У нас он пешеход и должен наслаждаться прогулками по тенистым аллеям целой системы паркой, протянувшихся, к самому синему морю и вдоль него. На путях к морю (не на берегу!) он может воспользоваться удобно расположенными объектами неназойливого, разнообразного и культурного сервиса. Все знают, что за сервис у нас…
Составленный с моим участием проект Приморской набережной и начавшееся его осуществление сгинули под напором коммерсантов — героев сегодняшнего дня. Набережная стала нашей болью, нашим позором. Именно она и еще искалеченная Торговая галерея отчетливо иллюстрируют происходящие уродливые процессы деградации курорта, потерю его лица.
Много можно назвать такого, что несовместимо с понятием курорта. Созданный в прошлом запас прочности исчерпан. Уничтожение курорта зашло так далеко, что необходимы срочные действенные меры. Думаю, что это должны быть меры как местного, так и государственного масштаба, ведь город-курорт Сочи — один. И он нужен всей России.
Наглядно изменение города в худшую сторону демонстрирует сравнение старых открыточных видов с существующими:
Мелководный причал в морском порту
© sochionline.3dn.ru
Универсам в микрорайоне Светлана
© sochionline.3dn.ru
Приморская набережная и пляж в районе гостиницы «Жемчужина».
© sochionline.3dn.ru
Приморская набережная и пляж в районе гостиницы «Приморская».
© sochionline.3dn.ru
Сад Российско-Японской дружбы.
© sochionline.3dn.ru
Канатная дорога парка Дендрарий.
© sochionline.3dn.ru
Мелководный причал в морском порту.
© sochionline.3dn.ru
Гостиница «Приморская». Набережная и пляж.
© sochionline.3dn.ru
Цирк
© sochionline.3dn.ru
Торговая галерея. Магазин «Мелодия». «Поющие» фонтаны.
© sochionline.3dn.ru
Гостиница «Жемчужина». Набережная и пляж
© sochionline.3dn.ru
по материалам: sochionline.3dn.ru