Архитектор: А.В. Щусев
Строительство: 1928-1929
За все время своего существования санаторий поменял несколько названий. Изначально, задуманный Щусевым в виде отеля-санатория, комплекс именовался просто — санаторий №7.
В 1931 году здесь открывается клиника им. Сталина Пятигорского бальнеологического института, преобразованная в 1933-м в филиал Центрального института курортологии. На базе клиники в 1936 году был открыт Государственный клинический научно-исследовательский институт им. Сталина, но в 1955 его переименовывают уже в Государственный научно-исследовательский институт ревматизма им. Сталина. И только в 1959 институт получает имя знакомое многим сочинцам — Сочинский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии. В конце 1990-х институт был опять реорганизован в Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации, но на сегодняшний день, к сожалению, комплекс заброшен и полностью разграблен. Но не смотря на запустение, комплекс санатория являет собой интереснейший образец архитектуры конструктивизма.
В книге Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста (очерк архитектуры)» (1950 г.) удалось найти план санатория, описание и фотографии того времени.
«Корпуса санатория-института, мастерски расположенные на рельефе под прямым углом, в виде буквы Г, занимают площадку 50 X 50 м на склоне горы Бытхи, выходящей здесь к долине реки Мацесты. Корпуса находятся на высоте 160 м над уровнем моря, располагаясь как бы на одном из двух углов, образуемых возвышенностями, обрамляющими выход долины к водному простору Черного моря.
Вокруг угла, занимаемого горой Бытхой, автострада, проходящая значительно ниже института, делает поворот, направляясь к ванным зданиям Мацесты.
Санаторий может быть причислен к наиболее запоминающимся зданиям курорта. Он виден со стороны проспекта, с моря, со стороны Мацестинской долины и противолежащих гор; санаторий производит большое впечатление своим расположением в общем ландшафте и общей пластикой форм. Последняя показывает, что глубоко реалистическое мастерство Щусева позволило ему в некоторой мере преодолеть художественную бессодержательность конструктивизма, внести прогрессивное содержание в образ санатория.
Ряд лестниц и террас приводит от Сталинского проспекта к центральному узлу института. Его спальные корпуса значительного протяжения расположены вдоль речной долины и выходят угловой частью и более коротким отрезком в сторону моря. Здесь же они соединяются открытыми и закрытыми переходами со столовым корпусом. Архитектор ограничил себя незначительным числом простейших архитектурных форм, лишенных декоративной обработки, и все же он создал чрезвычайно содержательную архитектурно пластичную композицию. В нее входят левый корпус столовой, имеющий смелый вылет полукруглых террас, сочетание подпорных стенок, лестниц, переходов, а также правый, более высокий (5 этажей) прямолинейный корпус спален, разрезанный вертикальным объемом лестничной клетки, несущей два типа балконов. Во всю эту систему вплетаются кроны кипарисов и других деревьев. Все элементы композиции дополняют друг друга, создавая в целом уравновешенное единство, запоминающееся благодаря яркому своеобразию здания.
Щусеву удалось преодолеть «коробочность» архитектуры конструктивизма с ее глухой скучной поверхностью стен. Он добился этого не чрезмерным остеклением, а разнообразной светотенью, созданной путем умелого расположения балконов различной конструкции. В данном случае зодчий проявил фантазию подлинного художника.
Фото из книги Richard Pare. Lost Vanguard: Russian Modernist Architecture 1922-1932
Угловые балконы имеют небольшое закругление, смягчающее жесткую линию угла. Ограждения балконов в виде стенок поднимаются одно над другим, чередуясь с глубокими тенями от балконной плиты, сливаясь при этом как бы в крупный орнамент. На прямом участке корпуса балконы разбиты перегородками с легкими решетками поверху, что также вносит живость и теплоту в их облик. Великолепными свободными дугами выступают балконы столовой, которым придана особая легкость вследствие устройства опор в виде консолей большого вылета.
Вместе с тем, понятна логичность и правдивость всех подобных элементов. Необыкновенные видовые достоинства данного места, с которого открывается безбрежный простор моря с красочными закатами, далекая линия побережья в сторону Сочи, долина Мацесты берег в сторону Адлера заставили с особым вниманием продумать устройство балконов. Большой вылет полукруглых площадок перед столовой не только делает их поместительней, но образует тень и укрытие от дождя. Наконец, этот вылет свидетельствует об использовании прогрессивных технических качеств железобетона. Здание института находится не на самой вершине горы, но, будучи безукоризненно связано с рельефом, оно как бы вырастает из нее, завершая склон и господствуя над ним своей стройной пропорциональной композицией.
С большим достоинством возвышается здание среди мощного растительного покрова горы. Мудро используя ограниченные архитектурные формы, зодчий проявил подлинное понимание красоты природы, сумев искусно вкрапить в нее произведение человеческого труда. Внутренняя планировка комплекса характеризуется целесообразной группировкой помещений и комфортабельностью жилых комнат. В составе института имеется пять клиник: терапевтическая, хирургическая, дерматологическая, гинекологическая и неврологическая. Институт включает развитую лечебную часть — физиотерапию, рентген и т. д. Особенно развиты лаборатории, занимающие целый этаж верхнего корпуса. В числе лабораторий имеются: биохимическая, физико-химическая, общеклинических анализов, оптическая, климатологическая, гематологическая, микробиологическая, физиологическая.
Жилая группа состоит из одноместных и двухместных палат, при которых имеются балконы. В каждой палате есть индивидуальный умывальник. Наиболее популярны палаты, обращенные на юг, — из них открывается вид на море. Летом больные предпочитают восточные палаты как более прохладные.»
Современное состояние комплекса. (апрель 2011 г.)
Даже в столь заброшенном состоянии архитектура санатория оставляет приятное впечатление. Почти все помещения пронизаны светом и, не смотря на обилие прямых линий и углов, чувствуется уют и спокойствие, которые царили здесь в лучшие времена. Очень хочется надеяться, что у комплекса есть будущее, а не только славное прошлое.
Больше современных фотографий собрано здесь.