Ирина Мастицкая,
Институт городской среды
Лавина эстакадного строительства сошла на Сочи. Два года горожане спокойно наблюдали, как бились экологи на начальном этапе строительства против вырубки ценных пород деревьев. И только когда были спилены десятки огромных платанов под окнами на центральных улицах города, а вместо них поднялись опоры будущих эстакад, возмущение сочинцев выплеснулось на улицы. Увы, поздно. Еще никому не удавалось остановить сорвавшуюся лавину. Никто не станет менять трассы в разгар строительства, тем более что все они прошли экспертизу на самом высоком государственном уровне.
Есть только один способ выжить под лавиной – окопаться и сохранить вокруг себя как можно больше воздуха. Сегодня время лоббировать проекты, которые помогут сохранить курорту воздух — реабилитировать дворовые территории и создавать парки под транспортными развязками.
Капитальный ремонт домов в «зоне гостеприимства», к сожалению, не коснулся дворовых территорий. Сданная в эксплуатацию очередная транспортная развязка на Пластунской, попирает опорами убитый ландшафт, местами обводненный, кое-где посыпанный гравием. Как известно, «свято место пусто не бывает!». Если не реализовать проекты сегодня, завтра на месте дворов и под развязками возникнут одни парковки.
Сочинские дворовые территории требуют новой концепции и специфического подхода. Запущенные и опустевшие, превращенные в стоянку машин и прибежище бомжей с наркоманами, они не безопасны для жителей. Но при ближайшем изучении обнаруживают уникальный дендрологический материал, особую историю и сформировавшуюся экологическую систему. Поэтому, в новой концепции, должны рассматриваться не как дворы, а как районные парки. Такой подход означает, что слово «озеленение» как в техническом задании на проектирование, так и в смете с полным основанием может быть заменено понятием «дендрологическая инвентаризация и анализ экологических рисков», поскольку за десятилетия запустения никто не знает, каков уровень химической, биологической и радиоактивной угрозы наших дворов.
Большинство районов города стоят на оползневых склонах, геологи свежим взглядом должны будут взглянуть, не возобновились ли оползневые процессы и насколько надежны подпорные стенки. Риски должны быть сняты за счет частичной рекультивации земли и укрепления склонов. Естественно, что попутно необходимо оценить и реставрировать, проложенные во дворах инженерные коммуникации. И только после этого специалисты могут спланировать территорию, не нанося вреда целостности существующей экосистемы, максимально используя имеющийся дендрологический материал. В первую очередь, должен быть создан рельеф, способствующий регулированию поверхностных вод и отведению их избытка с игровых площадок и дорожек, аккумулируя необходимую влагу в зеленых насаждениях. Новые детские площадки большую часть года стоящие в большой луже – современная сочинская реальность.
Но есть еще и новая мировая реальность, отраженная в градостроительных нормах — просматриваемость территории. Кусты — низко подрезаны, а деревья имеют высокий штамб, парковки умно спланированы и хорошо видны из окон домов. Освещенные в вечернее время спортивные площадки и зоны отдыха, малые архитектурные формы и покрытые брусчаткой прогулочные дорожки должны, наконец, стать безопасными и комфортными для жителей домов и постепенно восстановить доброжелательные, здоровые отношения в наших дворах
Предложенный подход, на первый взгляд, кажется дорогим. Однако, смета показывает обратное. Тщательное обследование территории, купирование крон взрослых деревьев, лечение и частичная пересадка обойдутся значительно дешевле, чем посадка новых дорогих саженцев, постоянный уход в течение первых лет, чтобы большая часть из них не погибла. Кроме того, высокие тенистые деревья всегда привлекательнее для отдыхающих. Новая жизнь дворовых территорий не только вернет Сочи былую парковую культуру, но и значительно расширит курортную зону, уводя отдыхающих вглубь курорта от моря и единственной курортной магистрали.
Коль скоро это будут парки, то градостроительные нормы допускают создание инфраструктуры в виде маленьких кафе, игровых аттракционов, выставок. А значит, должно будет содержать маленький штат в виде садовника и, возможно, воспитательницы, которая, по желанию родителей, присмотрит за гуляющими детьми.
Сочи за последние годы потерял практически все общественные городские территории, а за время олимпийского строительства еще и любимые места отдыха горожан вдоль русла реки Мзымта и на Красной Поляне. Обновленные дворовые территории решат вопрос лишь в тех районах, где они уже есть. Но там, где из-за чрезмерной плотности застройки зеленых дворов практически нет — общественные парки под транспортными развязками могли бы стать хорошим решением. Тенистые аллеи, уютные скамейки, зеленые газоны, цветочный орнамент, прогулочные и велосипедные трассы, а так же хорошее освещение в вечернее время привлекут сюда жителей близлежащих домов и станут любимым местом отдыха.
Пример городского парка под дорожной развязкой — Buffalo Bayou Promenade
Проекты, о которых идет речь, отвечают элементарным современным градостроительным требованиям – безопасности, экологичности и комфортности городской среды. В Сочи они нужны еще и в качестве компенсации горожанам за причиненные неудобства в связи с невиданным размахом олимпийского строительства. Однако, когда вопрос касается городской среды, в первую очередь должен быть решен вопрос заказчика. Во всем цивилизованном мире заказчиком городской среды является администрация города. В Сочи сегодня ситуация уникальная. Дизайн и красоту города заказывает вся страна!
Распространится ли это преимущество на дворовые территории понять трудно. По версии главного художника города госпожи Баранской, со ссылкой на мэра, проектирование дворовых территорий будет проводиться волонтерами. То есть бесплатно! Сегодня это, в основном, студенческие проекты. Почин, бесспорно хороший для создания банка новых идей. Но использовать их можно только в контексте профессиональных проектов и, мы настаиваем, серьезных исследований.
Со слов начальника управления капитального ремонта, курирующего дворовых территорий, господина Павленко финансирование проектов благоустройства дворовых территорий все же начнется, но в будущем году. Сегодня лишь разрабатывается алгоритм технического задания на проектирование.
Что же касается парков под транспортными развязками, то тут позиция администрации однозначна. Парки заказывает владелец территорий под развязками – Росавтодор.
В свою очередь господин Кужель, представляющий Росавтодор в Сочи, уверяет, что его организация владеет только узкой полосой под самой трассой. Тогда как вся остальная земля внутри развязок имеет других собственников. По его же версии — администрация города либо Олимпстрой, при желании, могут выкупить землю у собственников и обсуждать с Росавтодором вопрос создания парков в каждом конкретном случае. Но денег у Росавтодора на парки нет!
Парковое дело в Сочи сегодня менее актуально, чем парковочное и развязочное. Очень вероятно, что и территории под эстакадами и развязками будут отданы под парковки.
Парк «Дендрарий»
Исторический опыт курорта свидетельствует о том, что господа Мамонтов, Хлудов, Худеков и Драчевский были первыми собственниками сочинской земли и заказчиками парков. Созданные ими уникальные ботанические сады «Дендрарий», «Ривьера» и «Южные культуры» уже второй век остаются главным достоянием и брэндом Сочи.
Парк «Южные культуры»
С парков началось превращение малярийного провинциального городка у моря в главный курорт России.
Будет ли подхвачена эстафета сегодня?