Мавританский стиль — ретроспективное направление в эклектической архитектуре II-й половины XIX века и I-й половины XX века, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества.
Для культовых и светских построек этого стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.
Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Вскоре этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры и в центральной части России, и на южных курортах, в том числе и в Сочи.
До наших дней сохранилось две дачи, построенные в мавританском стиле: дача профессора Трапезникова на Виноградной горе (построена до 1902 г.) и дача артиста Шевелёва в устье реки Бзугу (построена до 1903 г.). Обе дачи за годы своего существования претерпели изменения различной степени, но даче Шевелёва удалось сохранить великолепное убранство главного зала. С нее и начнем.
На территории сочинского санатория имени Фрунзе до сих пор сохранилась построенная в мавританском стиле дача. Корреспондент «Черноморской здравницы» И.Зайцев в начале 60-х годов, исследовав архивные документы и опросив старожилов, живших в Сочи в начале века, выяснил, что построил дачу московский купец А.П. Веретенников. Сам хозяин лишь изредка, летом недолго бывал в ней. Зато с весны до глубокой осени её населяли актёры, которым покровительствовал Веретенников. Временным распорядителем дачи всегда был Шевелёв.
Николай Артемьевич Шевелёв (настоящая фамилия Шевелюхин) (1871-1929) – выдающийся русский вокалист (баритон). Пению обучался в Милане. Был в разное время солистом Московской частной русской оперы и оперного театра Зимина, Тифлисского оперного театра. Гастролировал за рубежом в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Китае, Японии. Обладал выдающимися вокальными данными — мощным, свободно льющимся голосом редкой красоты, отличной дикцией.
В 1903 году Веретенников попал в какую-то коммерческую аферу, и над ним повисла угроза потери движимого и недвижимого имущества. Чтобы спасти хоть что-нибудь, он уговорил Шевелёва «просто так» подписать купчую на сочинскую дачу. По первому требованию Шевелёв должен был вернуть её Веретенникову.
Купцу удалось выйти сухим из аферы, и он потребовал дачу назад. На это Шевелёв сказал ему:
— Дорогой друг, в ней поселилась бедная муза. Другой такой обители её не найти. Для вас же, столь богатого человека, ничего не стоит построить себе новую дачу. Ко всему, бедная муза не смыслит в торговых делах и отказывается подписывать купчую.
Шевелёв прикрепил на воротах дачи сверкающую лиру, и с тех пор здесь находили приют все актёры, приезжавшие в Сочи. С артистом дружил и отдыхал у него в Сочи Ф.И. Шаляпин.
После революции и гражданской войны, дача Шевелёва была национализирована и вошла в состав открывшегося 15 июля 1922 года санатория им. Фрунзе, принявший для отдыха и лечения первых семьдесят отдыхающих из числа партийных работников и бывших каторжан. Санаторий находился в ведении объединения «Сочи-Мацестинский курорт».
В военное время на базе санатория были развёрнуты госпитали № 2117 (август 1941 – август 1942), № 3213 (июнь 1943 – июнь 1945). С июня 1945 года санаторий возобновил свою деятельность.
Сейчас в здании дачи находится столовая для работников санатория.
Современное состояние (май 2010 года)
За 100 лет деревья вокруг дачи сильно разрослись
Главный зал
Для того, чтобы попасть на второй этаж, обойдем здание. Внутри здания тоже есть проход к лестнице, но он сейчас используется только для служебных целей
На второй этаж ведет деревянная лестница. Комнат здесь почти нет, да и те маленькие. Зато есть две больших открытых террас с видом на море (правда очень сильно мешают столетние исполинские кипарисы, посаженные перед домом)
Из коридора второго этажа можно попасть на балкон главного зала
источники: ”История Сочи в открытках и воспоминания, часть I”, Сочинского отделения Русского географического общества, ms-helga.livejournal.com, dic.academic.ru, frunze.net