Site icon Архитектура Сочи

Железнодорожный вокзал станции «Сочи»

Окончательный вариант. Перспектива. 1948

Автор: А.Н. Душкин
Соавторы: Г.Г. Аквилев, Б.А. Соболевский
Проектирование: 1947-1952
Строительство: 1950-1952
Реконструкция: 1997-1998

В 1942-1943 годах Сочи был связан с Закавказьем — железнодорожная ветка продлена до Сухуми, что привело к увеличению пассажиропотока после окончания войны. Еще одной причиной, может быть даже более важной, была любовь вождя к Сочи и в 1947 году начинается проектирование нового железнодорожного вокзала.

Работы над созданием нового образа главных ворот Сочи велись под руководством академика архитектуры Алексея Николаевича Душкина и было разработано несколько вариантов.

Один из первоначальных вариантов. Фасад. 1947

Второй проектный вариант. Перспектива. 1947-48

Окончательный вариант. Перспектива. 1948

Из воспоминаний жены архитектора Т.Д Душкиной:

 

«Процессы проектирования и сооружения сочинского вокзала были трудными, даже болезненными. Много было у Алексея бессонных ночей, хотя взялся он за работу с энтузиазмом. Ведь и сам город Сочи, и его роскошная, буйная природа воодушевляли архитектора. Всё дело осложнялось двумя факторами.

Первый — это то, что Сочи — ворота всего Черноморского побережья. Второе, а может быть, и главное — поблизости были дачи Сталина и других руководителей страны. Проект сочинского вокзала утверждался не только в МПС (министром в то время был Ковалёв, которого вскоре сменил Б.П. Бещев), но и в Комитете по делам архитектуры, в Совете Министров СССР, потом в ЦК, где Каганович в то время курировал транспорт, и, наконец, был показан Сталину.

При обсуждении в МПС в совещании принимали участие начальники разных служб — пассажирских, грузовых и прочих. Каждый давал совет в отношении архитектурного облика здания, выдвигая свои требования (совсем как в басне Михалкова «Слон-живописец»). Кроме того, проект возили на утверждение даже в Тбилиси, поскольку Сочи являлся важнейшим звеном Черноморского побережья и всего Кавказа. Там он очень понравился и был поддержан председателем совета, известным инженером-архитектором, академиком Г.М. Термикеловым, окончившим в прошлом Институт гражданских инженеров в Петербурге.»

13 сентября 1950 года состоялся торжественный митинг, посвящённый закладке здания нового ж/д вокзала. Митинг открыл начальник строительства тов. А. Быков.

Еще из воспоминаний Т.Д Душкиной:

Стройка шла в неспокойной обстановке. Местные строители, желая выслужиться, навязывали лепные и бронзовые украшения, от которых Алексей категорически отказывался, за что его стали обвинять в пораженчестве и нежелании должным образом увековечить эпоху великого вождя Сталина. Парадоксально, что в 1955 году Алексея обвинили в злоупотреблении «архитектурными излишествами» именно при строительстве сочинского вокзала.

В 1985 году наш сын, Дмитрий Алексеевич отдыхал в Гаграх и случайно встретился там с человеком, который знал Алексея Николаевича. Он работал на даче Сталина и рассказал сыну, что хорошо помнит, как Сталин вызывал к себе автора вокзала и группу строителей. Когда они вошли, всем своим обликом Душкин резко выделялся среди остальных. Возможно, эта встреча и помогла Алексею отстоять своё решение проекта. Но всё это стоило многих душевных сил, а при его впечатлительности и эмоциональности — ещё и здоровья.

…В самый разгар его строительства я с Митей отдыхала в доме творчества в Гаграх. Когда мы проезжали Сочи, Лёля пришёл к поезду, но в Гагры к нам не приехал — был очень занят. Вскоре он вернулся в Москву, где его ждали другие объекты и руководимая им мастерская. Многие архитекторы, отдыхавшие в то время в Гаграх, специально ездили в Сочи посмотреть на строящийся вокзал, и по возвращении все в один голос говорили, что здание должно быть прекрасным. Архитекторы, уроженцы Кавказа, удивлялись, как будучи северянином, Алексей почувствовал стиль и колорит южного сооружения, смог его гармонично вписать в кавказский ландшафт.

Тогда ещё дно было предположить, что сочинский вокзал сыграет трагическую роль в творческой жизни его автора, нарушит жизнь и спокойствие семьи».

(Из книги «Жизнь архитектора Душкина (1904-1977). Книга воспоминаний». М., 2004″).

Новый вокзал был торжественно открыт 10 сентября 1952 года. Секретарь горкома ВКП(б) М.И. Гладков открыл митинг. Выступали строители и председатель приёмной комиссии Министерства путей сообщения – генерал-директор 3-го ранга тов. Якушев. Пионеры вручали строителям и автору проекта, Алексею Николаевичу Душкину, букеты цветов. Председатель исполкома Сочинского горсовета тов. Федин разрезал красную ленту у главного входа.

По словам Т.Д Душкиной, вокзал «вызвал много хвалебных отзывов». Может быть поэтому этот проект был особо упомянут в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»:

«Наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина. В запроектированных им вокзалах в гг. Днепропетровске, Симферополе и Сочи объём зданий завышен по сравнению с действующими нормами на 180-190 проц., а стоимость строительства увеличена в два-три раза.»

В 1975 году сочинский железнодорожный вокзал был внесен в число памятников архитектуры регионального значения.

В 1997-1998 годах, по заданию Северо-Кавказской железной дороги министерства путей сообщения турецкими фирмами «Ильк-Умут» и «Дженк» были проведены реставрационные работы и реконструкция вокзала. Уютные залы ожидания, с новыми модными креслами, кафе и барами, располагают к приятному ожиданию своего поезда, появился Офис-Центр, оборудованы места ожидания на платформах.

Длина здания составляет 145 м, ширина — от 30 до 50 м. Высота смотровой башни со звездой на шпиле 55 м. Диаметр часов на башне — 5 м. Сама башня расположена, как бы отдельно, выступая немного вперед от основного ансамбля здания. Циферблат часов оформлен цифрами, а за ними, согласно каждой, расположены знаки зодиака. Правда, если присмотреться повнимательней, то можно увидеть, что время в Сочи идет по собственному зодиакальному кругу:

Здание представляет собой довольно сложную архитектурную композицию с доминирующей часовой башней и тремя двориками в виде атриумов со скульптурой и фонтанами.

Огромные арки и величественные колоны повсюду. Пролеты с высокими потолками создают впечатление возвышенности. Сочинский приморский колорит удалось сохранить во многом благодаря использованию местных строительных материалов. Цокольный этаж облицован песчаником, а колонны главной аркады со стороны города — полированным гранитом. При отделке стен всех фасадов применялась цветная штукатурка с мраморной крошкой на белом цементе.

Каждый внутренний дворик вокзала индивидуален. Через арки, лоджии и аркады видны панорамы окружающей роскошной природы, Привокзальная площадь и город. По завершении строительства дворики были озеленены цветами и вьющимся виноградом.

Центральный дворик:

Дворик пригородных касс:

Дворик бытового обслуживания:

Вся детали вокзала и орнамент архитектурных украшений происходят от уникальной субтропической растительности Сочи.

Интерьеры были созданы в соответствии с классом сооружения: с лепным декором, живописными плафонами и элементами декоративно-прикладного искусства, стены и колонны отделаны естественным мрамором. При отделке потолков использовались кессоны. Люстры изготавливались по новому типу – с фонариками в виде пальм. Пейзажи местных живописцев, чьими работами украшались залы, удачно гармонировали с архитектурой. Все столярные изделия в здании изготовлены из массива дуба.

Кессонный потолок зала билетных касс

Зал ожидания на 2-ом этаже

Потолок VIP-зала (бывший зал ресторана)

В комплекс вокзала также вошли 3 железобетонные платформы общей протяжённостью 1080 м, пассажирский тоннель с 4-мя выходами, котельная. Здание вокзала вместе с багажным отделением, построенном в 1956, занимает площадь 0,6 га.

Вход в тоннель

«Архитектура Сочи»

источники: «Календарь сочинского краеведа (Составитель Костиников В.Н.), synthart.livejournal.com, looblacksea.ru, isochi.ru

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
5/5 - (8 голосов)
Exit mobile version