Site icon Архитектура Сочи

Городской пляж: борьба за выживание

В начале ХХ века Сочинское побережье могло похвастаться идеальными пляжами. Почти сто лет назад русские специалисты прошли прибрежный участок от Сухуми до Туапсе и дали описание пляжей как «ровные, шириной от 50 до 100 метров».

Вот как их описывает К.А. Гордон в своей книге «Старый Сочи конца XIX – начала ХХ века»:

«Деревья спускались к самому пляжу, и до полудня на него падала их широкая и прохладная тень. Сами пляжи были тогда другими – такими, какими их создала природа: широкие, песчаные ближе к кромке земли и мелкогалечные ближе к морю. Абсолютно чистые, с массой разноцветных камешков и мелких ракушек.»

Однако, интенсивное развитие города и увеличившееся строительство, для нужд которого и брался песок  и галька с сочинских пляжей, привели к необратимым процессам. Об этом также пишет К.А. Гордон:

«… в двадцатые и тридцатые годы берег Сочи до Хосты совершенно обнажился от защитной подушки пляжного песка и гравия и стал интенсивно подмываться волнами морского прибоя. Начались значительные оползни, быстро вновь размываемые морем. Так исчезли с лица земли не только пляжи, но и значительная территория Ермоловского парка со знаменитой китайской беседкой и идущей к ней большой аллеей; сузился Городской парк; был разрушен и смыт парк и пансионат «Эйрене» и разрушена лечебница В.Ф. Подгурского; перестали существовать гостиница «Лондон», здание первой почты в Сочи и прилегающая к ним дорога.»

Китайская беседка Ермоловского парка

Пансионат «Эйренэ»

Лечебница В.Ф. Подгурского

Гостиница «Лоднон» и здание первой почты

В годы войны пляжная полоса курорта была разрушена окончательно.

Но курорт без пляжа существовать не может. И уже 25 февраля 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР издает постановление №366 «О неотложных мерах по восстановлению курорта Сочи-Мацеста и проведению берегоукрепительных и противооползневых работ». В этом же году в Сочи создается строительная организация «Сочиспецстрой», основной задачек которой являлось восстановление пляжной полосы и проведение берегоукрепительных работ.

В 1949 — 1950 гг. Черноморской лабораторией берегозащитных сооружений (рук. А.М. Жданов) создан первый искусственный пляж в Сочи.

Пляжи защищались от разрушающего воздействия штормовых волн системой бун и волноломов. Галечная полоса, подверженная абразии, пополнялась и наращивалась за счет отсыпки инертных материалов. В этот период сформировалась набережная от курортной поликлиники №1 до гостиницы «Приморская» с благоустроенными спусками к морю, беседками и видовыми площадками.

Строительство морского порта (а сооружение северных и южных молов началось еще до войны в 1938 году) преградившего путь волнам, которые доставляли на городской пляж гальку, выносимую рекой Сочи, также негативно отразилось на состоянии городских сочинских пляжей на протяжении 20 км.

Обустройство центрального городского пляжа «Маяк» (от морпорта до гостиницы «Приморская») началось уже после завершения строительства морского вокзала в 1955 году.

Сначала была сделана пешеходная набережная:

Позже были сооружены и буны с отсыпкой пляжной полосы, а склон укреплен каскадом подпорных стен:

Однако, после принятия второго генерального плана развития Сочи в 1967 году, в котором предусматривалось увеличение единовременной емкости курорта, возникла необходимость реконструкции Приморской набережной и расширении пляжной полосы.

Проект реконструкции Приморской набережной Сочи был разработан зональным проектным институтом «Южгипрокоммунстрой» (архитекторы Ю.Львов, Е. Смирнов, инженеры Н.Федоровский, И. Суровикин).

Авторы предложили в условиях урбанизированной среды города-курорта четкое функциональное и архитектурно-пространственное решение сложного комплекса вопросов по организации приморского комплекса пляжной зоны.

И хотя проект экспонировался на всемирной выставке «Интерарх-83», работы по увеличению пляжной полосы начали вестись еще в конце 1970-х годов.

К сожалению, дальше увеличения пляжей и устройства площади около южного мола морпорта дело не пошло.

Постепенно прогулочную зону загромоздили всевозможные магазины и кафе так, что моря практически не видно.

Современное состояние (июнь 2007 г.)

Поэтому в преддверии олимпиады было принято решение об очередном увеличении городской набережной, о чем сообщил во вторник (02.02.2010) журналистам в Москве мэр Сочи Анатолий Пахомов.

По его словам, на строительство набережной будет выделено 4,5 млрд рублей.

«Новая городская набережная, шириной 50 метров, будет сооружена на намывной территории и протянется от Морского порта до стадиона, — цитирует А. Пахомова «Интерфакс-Туризм» — На намывной территории будут построены также новые пляжи».

«Та набережная, которая существует в городе сейчас, станет пешеходной улицей, — уточнил мэр Сочи. — Здесь сейчас много различных построек, и как выяснилось при подсчете, построить новую набережную будут дешевле, чем освободить место от построек на уже существующей».

«Архитектура Сочи»

источники: К.А. Гордон «Старый Сочи конца XIX – начала ХХ века», Музей истории города курорта Сочи “Сочи: страницы прошлого и настоящего”, interfax.ru

Дополнительно по теме:
05.02.2010 — Разрушение и Восстановление или История сочинского пляжа

5/5 - (5 голосов)
Exit mobile version