С момента запуска сайта Генплан-сочи.рф в разделе «Обсуждения» запущен опрос, посвящённый качеству городской среды Сочи, с выбором для жителя или гостя. Исследование проводится методом геопривязанного опроса и посвящено анализу качества общественных пространств, выявлению спроса на развитие городской инфраструктуры и анализу воспринимаемых проблем качества городской среды в городе-курорте.
I. Анализ результатов опроса среди жителей Сочи
1. Социально-демографические и ценностные характеристики респондентов
В опросе приняли участие 1590 местных жителей. 53% опрошенных — женщины, 47% — мужчины, что в целом соответствует гендерному распределению.
79% участников находятся в возрасте от 26 до 55 лет, таким образом, опрос охватил активное трудоспособное население.
75% опрошенных респондентов работают.
Для понимания рейтинга ценностей и потребностей жителей Сочи было изучено мнение о факторах комфортности городской среды. К наиболее важным факторам комфортности в городе жители отнесли качество городского благоустройства, качество транспортной инфраструктуры, качество жилищно-коммунальной инфраструктуры и экологическую обстановку.
2. Оценка городской инфраструктуры Сочи и предложения жителей в её развитии
Для понимания географии потребности в объектах городской инфраструктуры, таких как объекты культуры, образования, здравоохранения, спорта, зелёных насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров), было изучено актуальное пространственное распределение используемых жителями объектов городской инфраструктуры. На картах ниже отображены отмеченные жителями объекты городской инфраструктуры, которые они используют регулярно. В данном случае, каждая точка на карте отражает не отдельно стоящее здание или отдельно расположенный парк, а факт спроса на объект городской среды в данном месте. Наблюдается высокий спрос жителей на зоны для прогулок (в том числе, зелёные зоны и парки), что можно трактовать как наиболее выраженную средовую потребность среди жителей. Наиболее используемые места для прогулок жителей находятся вдоль побережья в центральном Сочи и в отдельных парках в иных районах Сочи.
Распределение используемых жителями объектов городской инфраструктуры по функциональным типам представлено в виде диаграммы , который наглядно демонстрирует превалирование прогулочных зон.
На диаграмме ниже представлена “другая сторона медали” — востребованные объекты городской инфраструктуры, которые жители хотели бы видеть в Сочи помимо существующих. Прогулочные зоны сохраняют своё первенство и в данном аспекте, поэтому можно констатировать приоритет прогулочных зон для развития общественных пространств города. При этом наблюдается выраженное желание жителей на появление большего количества спортивных площадок (11%) и детских площадок (10%).
Методы соучаствующего картирования позволяют выявить мнение жителей о перспективных местах для развития новых объектов культурной и спортивной инфраструктуры. Участники опроса обозначили на карте 571 предложение касательно строительства или рефункционализации существующих зданий в новые объекты культуры и досуга.
С точки зрения функционала новых объектов культуры и досуга, приоритетным направлением (из предложенных в опросе) жители сочли строительство кинотеатра. Стоит отметить, что парки, пляжи и набережные заняли второе место, возможно, потому что места культуры жители ассоциируют в большей степени с конкретными культурно-досуговыми услугами, а не с прогулкой.
Участники опроса обозначили на карте 841 предложение о новых объектах спорта и развлечений.
Основной функцией новых объектов спорта и развлечений, по мнению жителей, должны стать спортивный и детский парки.
Для понимания оценки качества городской среды, помимо спроса на существующие объекты городской инфраструктуры и пожеланий по новым объектам, важно диагностировать те места, которые вызывают недовольство горожан. На карте ниже представлена кластеризация таких мест. Они охватывают все основные объекты в центре Сочи, относимые к туристским аттракторам, объекты вдоль побережья в районе Мацесты, вдоль побережья у Кудепсты и у Адлера.
К местам “овертуризма”, то есть таким, которые местные жители считают перегруженными в пик туристического сезона, относятся центр Сочи, основные магистрали — морская набережная, улица Орджоникидзе, городские пляжи, улицы, отходящие вглубь города от моря по оба берега вдоль реки Сочи, в том числе, Чайковского, Горького и Гагарина. Также это места городской транспортной и торговой инфраструктуры, в том числе, автовокзал, а также центральный городской рынок. Отдельные очаги встречаются в других районах Сочи, в том числе, в Адлере, у городского рынка и у ТРЦ.
3. Транспортные потребности жителей Сочи
Для анализа восприятия текущего состояния общественной транспортной инфраструктуры и потребностей в развитии данной сферы городской жизни, в структуру опроса были включены вопросы об используемых видах перемещений и о желаемых видах перемещений. На рисунке ниже представлена структура текущего и желаемого профилей видов перемещений сочинцев. Структура текущего профиля перемещений наглядно демонстрирует превалирование использование личного автотранспорта (29%), а также общественного уличного транспорта (27%) и пешеходных перемещений (26%). Однако сочинцы хотели бы изменить существующее положение дел и повысить возможности микромобильности (с 7% до 19%) и уменьшить автомобильные перемещения (c 29% до 18%).
Увеличение возможностей микромобильности, в том числе, перемещений на велосипеде, невозможно без диагностики воспринимаемого состояния велоинфраструктуры. Ниже на рисунке приведена карта велоинфраструктуры в восприятии жителей и представляет собой два ярких сегмента в центральной части Сочи и в Олимпийской деревне. Остальные части города практически не охвачены велоинфраструктурой; даже если отдельные объекты и существуют, в практики велосипедных перемещений они не включены. Всего жители нанесли на карту 72 известных им пунктов велопроката и 74 велопарковки в Сочи.
Качество велопарковок сочинцы оценили в среднем на 2,76 балла из 5 возможных. Качество велопроката оценили немного лучше — в среднем на 3,15 балла из 5 возможных. Качество велополос жители оценили хуже всего — в среднем на 2,47 балла из 5 возможных. Можно констатировать, что все элементы велосипедной инфраструктуры оценены удовлетворительно, но никак не на “отлично”.
Основными проблемами улично-дорожной сети жители города Сочи назвали перегруженность улично-дорожной сети, отсутствие тротуаров и подъездов к объектам инфраструктуры и велодорожек.
Основными транспортными проблемами жители города Сочи назвали недостаток автостоянок, проблемы организации пешеходного и велосипедного движения, нерегулярное движение общественного транспорта и его недостаточное количество.
И ещё одним пунктом в оценке качества транспортной инфраструктуры стал анализ воспринимаемой обеспеченности жителей местами для хранения личных автомобилей и парковками. Средняя оценка жителей составила 2,35 балла из 5 возможных, что свидетельствует о дефиците данного компонента городской инфраструктуры.
II. Анализ результатов опроса среди гостей города-курорта Сочи
1. Социально-демографические и ценностные характеристики респондентов
В опросе приняли участие 127 гостей Сочи. С точки зрения гендерного распределения, 54% участников — женщины, 46% — мужчины. С точки зрения возрастных групп 78% участников находятся в возрасте от 26 до 55 лет. 79% опрошенных гостей Сочи работают.
К наиболее важным критериям комфортности в городе гости Сочи отнесли, прежде всего, качество транспортной инфраструктуры, на втором месте — экологическая обстановка в городе, и на третьем — городское благоустройство. Кроме того, для гостей Сочи важны качество жилищно-коммунальной инфраструктуры и разнообразие объектов культуры и досуга. С точки зрения пропорций, в отличии от жителей гости Сочи чуть больше внимания уделяют экологическому состоянию в городе (15% гостей Сочи, 12% жителей), а благоустройство общественных пространств практически не считают важным — этот критерий комфорта был назван только 1 раз.
2. Оценка городской инфраструктуры Сочи и запрос гостей города-курорта на её развитие
Участники опроса — гости Сочи обозначили на карте 82 объекта, которые им интересны. Большинство объектов расположены в Центральном Сочи и вдоль побережья от Кудепсты до Адлера. Очень многие отмечали на карте парки “Дендрарий” и “Ривьера”.
Парк «Дендрарий» считается одним из знаковых мест города Сочи, его часто называют «зелёным сердцем курорта». На площади в 46 га собраны деревья и кустарники 1800 видов, привезённые из самых разных уголков планеты. Парк был основан в 1889 году издателем «Петербургской газеты» С. Н. Худековым. Парк «Ривьера» — самый популярный курортный парк Сочи. Он занимает территорию 14,7 гектаров, на которой насчитывается 240 видов растений. Парк был основан известным предпринимателем Хлудовым В.А. в 1898 г. и является объектом историко-культурного наследия, природным историческим памятником. Считается, что Сочи как курорт начинался именно отсюда.
В опросе туристы оставили текстовые комментарии, описывая места, которые им интересны. На основании анализа семантики данных комментариев выделены основные концепты, которые отражают важные для гостей Сочи компоненты среды. Наиболее часто (5-10 раз) в отзывах гостей Сочи повторялись слова “парк”, “набережная”, “пляж” и “дендрарий”, что отражает запрос на экотуризм и природный туризм, а также отдых у воды. В то же время, слово “море” ни разу не встретилось.
Опрошенные гости Сочи также обозначили на карте 58 предложений о новых объектах культуры и досуга.
Основными функциями новых объектов культуры и досуга являются кинотеатр (равно как и у жителей), планетарий и галерея (для жителей данные две категории не столь важны). В отличие от местных жителей, у гостей Сочи практически нет запроса на новые парки, детские объекты, пляжи и набережные.
Кроме того, гости Сочи обозначили на карте 58 предложений о новых объектах спорта и развлечений.
Основной функцией новых объектов спорта и развлечений, по мнению гостей Сочи, должен стать “спортивный парк” (равно как и у жителей). В отличии от местных жителей у гостей Сочи значительно меньше спрос на “детские парки” как формат спортивно-развлекательных мест.
Гости Сочи также обозначили места, которые им не нравятся. Эти места расположены вдоль побережья, у пляжей, и в локациях центральной части Сочи с большим скоплением людей.
Основными местами, которые перегружены туристами в пик сезона, по отзывам гостей Сочи, являются улицы, парки и объекты общественного питания. По мнению гостей Сочи, места, перегруженные другими туристами в пик сезона, располагаются в центральном Сочи. В районе Адлера, Кудепсты и Прибрежного кластера таких мест отмечено очень мало.
3. Транспортные потребности гостей города-курорта Сочи
Для анализа восприятия текущего состояния общественной транспортной инфраструктуры и потребностей в развитии данной сферы городской жизни, гостей Сочи попросили указать используемые и желаемые виды перемещений.
На диаграммах ниже представлена структура текущего и желаемого профилей видов перемещений гостей города Сочи. Структура текущего профиля перемещений гостей Сочи демонстрирует приоритет общественного транспорта (25%) и пешеходных перемещений (25%), кроме того, в отличие от жителей Сочи, гости Сочи более активно используют электричку (19%). При сопоставлении действительного и желаемого положения дел видно, что гости Сочи уменьшили бы использование личного автомобиля (с 11% до 4%) и электрички (с 19% до 14%) и значительно больше использовали бы средства микромобильности (с 12 до 22%); в последнем пункте пожелания гостей Сочи также совпадают с пожеланиями местных жителей.
Гости Сочи нанесли 5 известных им пунктов велопроката и 5 велопарковок в Сочи.
Качество велопарковки оценили в среднем на 2,6 балла из 5 возможных. Качество велопроката гости Сочи оценили в среднем на 3,8 балла из 5 возможных. Качество велополос гости Сочи оценили в среднем на 2,5 балла из 5 возможных. Хотя оценки гостей Сочи в среднем чуть выше оценок местных жителей, в целом велоинфраструктуре гости Сочи также ставят оценку удовлетворительно.
Основными проблемами улично-дорожной сети гости города Сочи назвали перегруженность улично-дорожной сети (равно как и жители), отсутствие тротуаров и велодорожек (для гостей Сочи отсутствие велодорожек в пропорциональном соотношении чуть более важная проблема, чем для жителей). Основными транспортными проблемами гости города Сочи назвали недостаток автостоянок, проблемы организации пешеходного и велосипедного движения.
Представленные выше результаты предварительны, по завершению всех опросов будет проведён итоговый анализ, результаты которого будут учтены в разработке проекта генерального плана Сочи.
Все опросы запущены в разделе «Обсуждение».
Первый опрос позволит оценить качество городской среды. Ваши ответы помогут лучше понять потребности горожан и гостей города, а также выработать рекомендации в адрес градостроительной политики. Выбирайте опрос в зависимости от того, являетесь ли вы жителем или гостем города-курорта Сочи.
Второй опрос предполагает вопросы о передвижениях по городу и посвящён развитию транспортной инфраструктуры. Ваши ответы помогут найти решения, позволяющие быстро и удобно передвигаться по городу пешком, на велосипеде, на общественном транспорте и на автомобиле.
Вы можете ознакомиться с предварительным анализом результатов опроса о передвижениях на нашем сайте.
Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: