В Сочи чудом сохранился объект, который в разные годы назывался «санаторий Химики», «Санаторий ВЦСПС имени 4-й пятилетки», «Санаторий Родина». Основан в 1933 г.
Представляет собой ансамбль курортной застройки на сложном рельефе, типичный для градостроительства того исторического периода.
Корпуса санатория образуют живописный амфитеатр, обращённый в сторону моря.
Территория, отведённая под парк — практически единственный зелёный уголок, сохранившийся в микрорайоне «Светлана».
Основной лечебно-административный корпус расположен ниже по склону. Парадные подъёмы придают ему дополнительную монументальность.
Архитектура санатория не менее уникальна, представляет собой стиль модернизированной неоклассики, который современные искусствоведы и историки архитектуры определяют как региональный вариант Ар-Деко.
Элементы классического декора преобразованы геометрически, что является характерным приёмом для этой стилевой общности.
Объёмная композиция зданий несёт черты авангардистской функциональной архитектуры в синтезе с авторским переосмыслением античного наследия.
Геометризированный ордер, применённый в композиции фасадов комплекса, абсолютно уникален. Можно с уверенностью сказать, что его не возможно встретить нигде более, разве что в других произведениях автора-архитектора, который, к сожалению, пока нам не известен.
В условиях современного пренебрежительного отношения к исторической застройке и высокой «инвестиционной» привлекательности земель в Сочи, комплекс бывшего санатория «Химики» (ныне гостевой дом «Светлана») находится под реальной угрозой уничтожения, не имея охранного статуса памятника архитектуры (только памятник истории, как место размещения эвакогоспиталя №2126).
Сочи уже потерял многие жемчужины своей курортной застройки, которые составляли уникальный образ города. Санаторий «Красная Москва» (им. Мориса Тореза), санаторий «Заря», утратил целостность ансамбль гостиницы «Интурист».
Много лет в запустении стоит неоклассический корпус санатория «Москва».
В неопределённом положении находится комплекс санатория «Мацестинская долина», архитектора Ефимовича. И это, конечно, не полный список.
А ведь это не просто мертвые камни, бездушные объекты недвижимости. Это живая историческая атмосфера, своего рода «машина времени», переносящая человека в определённый временной период.
Понимая невероятную ценность именно целостного ансамбля курортной архитектуры середины 20-го века и его стилевую уникальность, необходимо установить имя автора и найти возможность постановки объекта на охрану.