19 октября 2018 года Малый зал Администрации Центрального района не смог вместить всех желающих присутствовать и высказать своё мнение на публичных слушаниях по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельно допустимых параметров участка, на котором сейчас расположен ресторан «Каскад» (Курортный пр., 31), в части увеличения коэффициента использования территории (КИТ) с 0,6 на 1.7.
По логике собственника участка, если сейчас комплекс ресторана «Каскад» имеет КИТ 1,7, то после его сноса он должен сохранить своё право на это значение, хотя это противоречит логике Правил землепользования и застройки. Налагаемые на участки градостроительные ограничения не влияют на существующие здания (существующее превышение значения даже разрешено сохранять в случае реконструкции), но в случае сноса и нового строительства, собственник обязан выдержать все предельные параметры либо просить об их изменении, для чего и были организованы публичные слушания.
Проект гостиничного комплекса на месте ресторана «Каскад» был разработан архитектором Олегом Филипповичем Козинским, автором реконструкции здания Казначейства, расположенного по соседству. Пока на слушаниях был представлена лишь концепция и первый подход к поиску образа здания, на мой взгляд, пока неудачный.
Слушания проходили бурно и были резко оборваны главным архитектором города В.В. Маловым из-за скандала, разгоревшегося между сторонниками и противниками строительства на месте ресторана «Каскад» гостиницы. Это не случилось, если бы слушания проходили с качественной модерацией. Одна из задач модератора — гасить такого рода конфликты.
Сложившаяся на слушаниях ситуация стала закономерным итогом провального подхода городских властей к развитию территорий Большого Сочи, особенно исторического центра, то есть зоны ОЦ. Несмотря на то, что эти земли имеют собственника, из-за расположения и исторической значимости этого места право на пользование этой территорией имеют все жители города и его гости и задача городских властей найти компромисс между выгодой собственника и правами городского сообщества на общественные пространства. А также историю, которую хранит земля под зданием ресторана. Ведь многие активисты пришли на слушания только чтобы высказать свою озабоченность предполагаемым разрытием на два этажа вниз, что, скорее всего, может быть прервано обнаружением остатков крепостной стены форта «Александрия» или даже более ранней эпохи. Насколько собственники участка и ресторана осознают риски проведения разрытия в этом месте? Или надеются скрыть?
Да, вопрос археологического сопровождения разрытия не относился к теме публичных слушаний, как заявил Владимир Вадимович Малов, но у горожан не было иной возможности донести до городских властей свою озабоченность.
Стоит напомнить, что территория между Курортным проспектом и морем создавалась в советское время как единое преимущественно пешеходное общественное пространство, столько необходимое курортному городу. Сохранить это пространство общественно значимым задача всех горожан, в том числе и чиновников.
Отсюда и возникает вопрос функционального использования этой территории, который, на мой взгляд, был краеугольным на слушаниях. Гостиниц в Сочи много, некоторые стоят полупустые или вовсе закрыты, как гостиница «Москва». А вот креативного пространства такого, как «Панама», которое появилось и весьма успешно развивалось до того момента пока «Каскад» не продали, было одно, а теперь и вовсе исчезло. Между тем, городу Сочи необходима дифференциация экономики для ухода от сезонности и снижение её зависимости от строительного бизнеса.
Таким образом городские власти должны инициировать общественное обсуждение всех, кого волнует эта территория (в том числе и то, что пока под землёй), для нахождения компромиссного решения по судьбе «Каскада».
Как фанат модернизма, я выступаю за сохранение этого комплекса, хотя, как архитектор, я понимаю причины, по которым было принято решение о его сносе: здание 1966 года постройки рассчитано на 6-бальную сейсмику вместо требуемых 8-ми плюс износ конструкций при ненадлежащей эксплуатации в последние годы. Реконструкция комплекса будет весьма дорогостоящим мероприятием.
Я вполне допускаю, что у других горожан может быть иное мнение об архитектурных и художественных достоинствах комплекса, тем более изуродованного преобразованиями постперестроечных лет, но, повторяю, его судьба должна решаться в дискуссии всех заинтересованных сторон. Именно поэтому предлагаю опробовать методику модерации (со всеми этапами, в том числе и подготовительным) на этом примере. Но для этого необходимо добровольное согласие всех сторон.
А пока архитекторы могут инициировать рассмотрение проекта на Архитектурной секции, которая, возможно, пройдёт в ближайшее время.