Site icon Архитектура Сочи

Марины и набережные — пятое измерение города — ключевой резерв общественных пространств

Доклад советника РААСН Николая Александровича Гришина на VIII Международном архитектурном фестивале «Эко-Берег 2018», который прошёл в этом году в Казани с 4 по 7 октября.

Исторически сложилось так, что развитие городов идёт в четырёх измерениях:

Как правило, города возникали на берегах морей и рек. Водные объекты служили самыми удобными транспортными путями сообщения, обеспечивали снабжение водой, и являлись естественной защитой поселений от внешней агрессии. При этом, поскольку человеку присуще чувство прекрасного, а водные поверхности создают красивые пейзажи, городские пространства с видом на водную гладь со временем стали самыми востребованными, и соответственно, дорогими. Приурезовые территории стали любимым местом отдыха горожан и местом реализации наиболее дорогой и фешенебельной застройки.

К огромному сожалению градостроителей, застройщиков и архитекторов, земля у кромки воды – самая востребованная, при этом ресурс прибрежных городских земель (и не только урбанизированных) самый ограниченный.

Естественно, он был освоен в первую очередь.

В более выгодной ситуации оказались те города, где исторически сложившаяся планировка или проектные решения по развитию позволили создать или сохранить приурезовые территории в качестве общественных набережных.

Но, к огромному сожалению, во многих красивейших городах мира набережные стали транспортными магистралями, практически полностью утратив рекреационное качество общественных пространств. Примеров «победы» автомобиля над пешеходами на набережных много: Санкт-Петербург и Москва, Париж и Ницца, Рим и Стокгольм, и многие другие.

Санкт-Петербург
Москва
Париж

Таким образом, самый востребованный городской ресурс рекреационных общественных пространств на существующих прибрежных территориях исчерпан. Кроме того, в городах практически просто не осталось свободных территорий под развитие общественных пространств.

Для создания новых парков и скверов в пешеходной доступности от самых популярных и посещаемых мест городов необходимо осуществить снос части существующей застройки, вынос движения автотранспорта, или разделение автомобильных и пешеходных потоков в разные уровни по вертикали. Реализация таких решений в силу целого ряда причин может стоить дорого, очень дорого, а иногда просто невозможна.

И на передний план возможности развития общественных пространств выходит… вода! Точнее, прибрежная часть водных объектов – рек, озёр и морей.

За последние 100 лет тяга человечества к массовому спорту, туризму и отдыху привела к бурному строительству совершенно новых объектов, удовлетворяющих эти потребности – марин (яхтенных портов) и искусственных рекреационных территорий.

МАРИНЫ

Марина:

  1. Гавань и база для прогулочных и спортивных судов. (Толковый морской словарь – Москва, Астрель, АСТ 2006, с. 371)
  2. Марина (яхтенный порт) — защищённая от неблагоприятных погодных условий акватория с береговой территорией, оснащенная причалами для швартовки судов, а также основными зданиями, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими как безопасную стоянку, хранение и обслуживание прогулочных и спортивных судов, так и сервисные услуги их экипажам.

Современная марина – не просто место для стоянки яхт. Это сложное инженерное сооружение, позволяющее обеспечить современные возможности для водных видов спорта – парусного, водномоторного, воднолыжного и пр., водного туризма и вдольберегового пассажирского сообщения. Кроме того, марины становятся градообразующими объектами – катализаторами урбанизации, центрами пешеходного туризма, местом проведения различных спортивных и культурных мероприятий.

Поэтому современная марина – это яркий пример объектов комплексного назначения, открытых для свободного посещения и привлекательных для людей самых разных интересов и предпочтений, т.е. общественное пространство в самом прямом смысле.

ПЕШЕХОДНЫЕ НАБЕРЕЖНЫЕ

В контексте общественных пространств набережная – место для прогулок с наилучшими видовыми возможностями. Велико разнообразие набережных – от прямых и широких, комфортных для пребывания большого количества людей, до узких, уютно-камерных, и присущих именно этому месту.

Но самое главное – взаимная интеграция марин и набережных превратила их в единые комплексные рекреационные объекты, которые стали «визитной карточкой» многих городов. И теперь это – центры притяжения и самые популярные места отдыха, массового спорта, культуры и досуга.


Марины и набережные – ключевой резерв общественных пространств

1. Кронштадт

Используя предложения ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ», студенты Санкт-Петербургского государственного университета приняли участие в открытом архитектурном конкурсе в рамках проекта «Кронштадтский берег», где взяли первые места в номинациях — «Лучшее архитектурное (фасадное) решение». Авторский коллектив учащихся: Варданян Х.А.; Копытова М.П.; Кутузова А.С.; Моисеева А.А.; Финова А.К.; Руководитель: Толстова А.А. — и «Лучшее архитектурно-планировочное решение» — Санкт-Петербургский государственный университет. Авторский коллектив учащихся: Катышева Е.С.; Катышева Т.С.; Лиходед В. В.; Светлова М.В.; Руководитель: Толстова А.А.

2. Геленджик

2.1. Голубая бухта

3. Сочи

3.1. Морской порт и набережная

В 2013 году была проведена реконструкция порта Сочи. позволившая создать первую на Черноморском побережье России марину 2-го поколения

3.2. Грузовой район порта Сочи – порт Имеретинский

Пляжи Имеретинской низменности – мыс Константиновский, ныне Олимпийский парк. В 2007 году средняя ширина естественного пляжа – 50 метров.

После строительства порта в устье реки Мзымта пляжи почти полностью исчезли.

Основные результаты строительства порта Имеретинский:

Итого: 3.6 километра пляжей, вмещающие (по нормам) 18 000 человек, потеряны. Созданы условия для относительно спокойной стоянки для 80-ти яхт, вместо планируемых 800.

3.3. Адлер – шаг в море

Предложение по размещению марины как развитие ТПУ «Адлер» в комплексном решении по реконструкции береговой зоны

Концептуальными предпроектными решениями предлагается создание искусственной территории площадью 50÷60 га и создание на ней современного рекреационного курортного комплекса с пляжами, набережной и высокопривлекательной коммерческой застройкой — отели, апартаменты, марина на 500÷800 яхт, торгово-развлекательные комплексы и пр. Общая площадь застройки может составить 300÷400 тысяч кв. метров, вместимость пляжей – 16 000 человек.

3.4. Хостинский район — эскиз-идея рекреационного комплекса «Коста Марина»

Новороссийск – настоящее и будущее

Городская набережная Новороссийска протянулась по западной стороне Цемесской бухты, вдоль ул. Адмирала Серебрякова.

Стоимость гидротехники марин

Есть мнение, что стоимость оградительных гидротехнических сооружений (ГТС) составляет подавляющую часть цены марины и так высока, что отпугивает инвесторов – следовательно, строительство на искусственной территории непривлекательно из-за высокой стоимости ГТС. Это — утверждение людей, не знакомых со спецификой экономики современных марин. В маринах 3-го и 4-го поколений стоимость ГТС составляет 15÷30% от общей себестоимости марины. При этом стоимость аренды или продажи объектов недвижимости значительно выше, чем на соседних территориях.

Монако – искусственная территория с маринами и застройкой. Нашлось место для стадиона, жилья, парков и даже для цирка и вертодрома

ВЫВОДЫ:

5/5 - (5 голосов)
Exit mobile version