Д. Чернопыжский
«Архитектура СССР», №8 1938 г.
Другая работа арх. Милиниса — проект санатория на территории бывшего царского имения «Ореанда» близ Алупки. Площадка санатория «Ореанда» со своими парками и прудом занимает около 28 га. Это большая изолированная усадьба, защищённая от соседних площадок с запада и севера почти отвесными грядами скал, с востока её границей служит глубокий овраг.
На высоте 85 м над уровнем моря и параллельно ему тянется небольшая площадка с весьма ценными экзотическими насаждениями. Приближаясь к морскому берегу, она переходит в довольно крутой склон, покрытый лесом до самого берега. Внизу прекрасный пляж.
На этой площадке запроектирован комплексный санаторий на 150 человек, состоящий из двух спальных зданий на 90 и на 30 человек, санатория-люкса на 30 человек, лечебного здания, клубных помещений и спортивных сооружений.
Если в санатории «Приморье» основной композиционной осью явилась зелёная аллея, то в данном случае такое решение нельзя было последовательно провести. Автор не мог пойти на то, чтобы образовывать площадки инженерными средствами‚ уничтожая ценнейшие зелёные насаждения. Да и сейсмичность данного района требовала иного архитектурного решения. Основным стержнем композиции генерального плана санатория и здесь служит аллея, проходящая почти в одном уровне с востока на запад. Однако она получает иное значение связующего звена между основной группой зданий и санаторием-люксом.
Отсутствие больших свободных строительных площадок привело к концентрации двух спальных зданий и лечебного и клуба в одном месте. Средством их композиционного об’единения, как и ранее, служит зелёный партер.
Направление отвесных гор продиктовало плановое решение: спальные и лечебные здания ставятся параллельно направлению этих гор. Увлекаясь игрой светотени на фасадах, архитектор в данном случае впадает в крайность: он изрезывает фасады основного санатория выступающими эркерами, балконами и площадками. Такая усложнённая форма приводит к ощутимым потерям в площадях и об’ёмах.
Принимая центрально-осевое решение плана с центральным вестибюлем и обслуживающими помещениями вокруг него и со столовой в центре, автор не сумел органически согласовать план и фасады. Взгляните на длинный коридор, искусственно разделённый остеклёнными дверями на отдельные отрезки. Здесь в угоду форме ухудшены бытовые условия лечащегося. Чтобы сделать дворовые фасады не менее живописными, чем главный фасад, автор придал стенам торцовых частей здания никак не оправданную планом кривизну.
В результате форма ячейки сложна, менее уютна, а красивые по своим очертаниям, соединённые по три, балконы лишены удобств, ибо они не вполне удачно изолированы друг от друга; наконец, фасады потеряли свою чёткость, они насыщены теневыми пятнами, скрадывающими общую архитектурную форму. Увлечение балконами привело к излишествам. Ибо, если в Сочи в период длительных дождей, пребывание на балконе становится необходимостью, то в Крыму балконы, расположенные в сторону северных румбов, кажутся иногда совершенно излишними.
Однако в проекте спального здания Милинис уделяет большое внимание удобствам человека. Его вестибюли отличаются обилием света и воздуха, хотя автор нигде не превышает заданных норм. Санитарные узлы часто привязываются к продольной стороне коридора, что влечёт за собой ряд неудобств для противолежащих палат. В данном проекте санитарные узлы тщательно ограждены лестничной клеткой и служебным коридором. Так же удачно решена столовая. Она имеет двустороннее освещение и выход на веранды. Жаль только, что последние обращены не к морю.
На архитектуре лечебного здания надо остановиться подробнее. Милинис отказывается здесь от обычной схемы коридоров с примыкающими к ним лечебными кабинетами. Из вестибюля он направляет больного в двусветный, просторный холл: в плане последний представляет собой квадрат, по периметру которого идёт галерея с примыкающими к ней лечебными кабинетами. Расположенная посредине холла лестница ведёт на галерею второго этажа. В условиях санаторного режима и ограниченного количества лечащихся такое решение вполне оправдано.
В проекте нет ни одного тёмного помещения: все комнаты не превышают по соотношению стен 1:2. Самым тщательным образом расставлена аппаратура и продуман весь процесс её эксплуатации. Милинис удачно решает архитектуру балкона и террас, играющих столь важную роль в зданиях санаторного типа.
Фасады здания, в противоположность спальному корпусу, очень просты. Основным формообразующим фактором в главном фасаде является раздвоенная открытая лестница, ведущая на двухъярусный балкон. Простые, слегка рустованные поверхности стен архитектор заканчивает довольно выразительным карнизом и плоской кровлей.
Санаторное здание «люкс» решено по иному принципу, нежели в Сочи. Основным началом в композиции служит продольный широкий коридор с внутренними открытыми лестницами. Перпендикулярно к нему посредине запроектирован центральный вестибюль. Это не обычный вестибюль, а раскрытый в цокольном этаже портик, ведущий в помещения ожидания, состоящие из двух полуоткрытых об’ёмов. Отсюда в первый этаж ведёт лестница, подводящая к просторному общему залу-веранде.
В первом этаже расположено 16 односпальных комнат, площадью каждая 18,4 м², снабжённых самостоятельными санитарными узлами (ванной, уборной и умывальной) общей площадью в 24,70 м².
Во втором этаже расположено 8 двухкомнатных квартир с прихожей площадью в 15,0—21,70—3Б,70 м², вместе с санитарным узлом — 47,70 м². По краям и над выступающим вестибюлем расположены небольшая, столовая с подогревом пищи и общие обслуживающие помещения.
Внешняя архитектура этого здания также выдержана в простых и лаконичных формах. Здесь ритмично чередуются две формы: закрытые об’ёмы выступающих ячеек и воздушные, легкие спаренные веранды.
В отличие от многих проектов санаториев, в своём внешнем решении перенасыщенных декоративными формами, ни в коей мере не отвечающими содержанию, у Мипиниса всюду сквозит стремление к сдержанности и скромности, только повышающим художественность его замысла. Архитектор в своём проекте настойчиво ищет связи с местной татарской архитектурой, он изучает её формы.
Строительство комплекса из трёх санаториев ВЦСПС на 350 человек в Мацестинской долине в Сочи выполняется по проекту арх. Ефимовича. Под строительство отведён очень крупный, изрезанный оврагами и неудобный участок площадью в 30 га. Конфигурация участка, имеющая форму треугольника, и его рельеф сильно затрудняли решение композиции генерального плана.
Отсутствие ровных площадок приводит к необходимости образования между основным санаторием и лечебным зданием партера, состоящего из ступенчатых террас, покрытых зелёными коврами и цветами. Чтобы раскрыть пространство этой единственной площадки, он освобождает её от высокой зелени, а чтобы усилить художественное воздействие — насыщает её фонтанами и скульптурой.
Каждый из трёх санаториев автору пришлось выделить в самостоятельную единицу. Таким образом, основное значение при распределении территории приобретает общий для них лечебный корпус. Он и должен служить центральным пятном во всей композиции. К этому лечебному корпусу вполне логично на трёх равноотстоящих площадках привязаны санатории. Здесь уже не доминирует, как в проектах арх. Мипиниса, зелёная ось. Дорожки и аллеи являются лишь связующим звеном. Зато, развивая свою плани ровочную идею далее, автор подчёркивает композиционную ось, идущую от лечебного здания вниз к парадной ппощадне, расположенной у главной дорожной магистрали. Эта площадка оформлена подпорными стенками и балюстрадами. Вверх от неё к лечебному корпусу ведут довольно пологие лестницы и архитектурно обработанные тропы. Перед зданием лечебницы организуется такая же площадка.
Плановое решение санаторных павильонов в проекте арх. Ефимовича довольно удачно и экономно.
В центре композиции расположены два обеденных зала, об’единённых гостиной. К нему с двух сторон симметрично привязаны спальные павильоны. Здесь в каждом из трёх этажей располагается по 25 человек. Каждый этаж также снабжается самостоятельным вестибюлем.
Хорошо задуманы в об’ёмном решении отдельные части здания. Центральная трехэтажная часть об’единяется двухэтажными галпереями со спальными отделениями.
В санаторных корпусах архитектор удачно компанует спальные помещения. Особенно хороши по пропорциям гостиные и обеденные залы с их прекрасными, открытыми в сторону моря террасами.
Кубатура спального здания первой очереди—9931 м², что составляет на одного человека — 9931:78=127 м³. Площадь спальной ячейки с умывальником на два человека 17,5 м², на одного человека — 11,0 м².
Лечебное здание является функциональным и архитектурным центром композиции генерального плана. Здание поэтому должно было попучить центральный вестибюль, доступный с обоих фасадов. Между тем, арх. Ефимович впал в композиционную ошибку, поставив его торцовой стороной к основному зданию, расположенному с противоположной стороны партера. К тому же довольно значительный в плановом решении вестибюль ничем не подчеркнут на фасаде. Главный вход выражен слабо, зато вопреки единству композиции автор усилил значение боковых крыльев массивными портиками, никак не вяжущимися с общей композицией плана.
Больше внимания В. В. Ефимович уделил плану здания. Вестибюль и главная лестница сочетаются в одном об’ёме, создавая увеличенное пространство, хорошо доступное архитектурной обработке. Все лечебные помещения удачно соединены в группы, светлы и целиком отвечают своему назначению. Лечащиеся проходят кратчайшими путями, во всем видна забота о целесообразности и экономичности.
В итоге можно притти к выводу, что арх. Ефимович настойчиво работает в основном над плановым решением, ища простоты, чёткости и экономичности. Этого нельзя сказать о внешнем оформлении. Архитектор излишне увлекается декоративной напыщенностью, доходящей иногда до театральности. Его решение находится в противоречии не только с содержанием проекта, но и с экономикой. Б. В. Ефимович по прежнему некритически относится к наследию прошлого.
Продолжение следует…
Материал предоставлен Джамилёй Назыровой.
Проект санатория ВЦСПС «Мацестинская долина» был реализован лишь частично (на 200 человек) только после Великой Отечественной войны в виде комплекса из трёх зданий и принял первых отдыхающих 15 июля 1953 года.