На состоявшемся 5 августа 2016 года заседании архитектурной секции Сочинской организации Союза архитекторов России было рассмотрено всего два вопроса. Но они настолько разные и вызвали столь широкое обсуждение среди специалистов, что мы решили подготовить о каждом из них отдельную публикацию.
Первым обсуждался вопрос установки на территории города Сочи двух скульптур работы Зураба Церетели. Получив это предложение от краевых структур, главный архитектор города вынес его на профессиональное обсуждение.
33-метровую скульптуру Христа на 40-метровом постаменте предложено было поставить на вершине мыса Видного. Лицо скульптуры обращено в сторону Хосты. Для второй скульптуры — «Аргонавты» — найдено место на улице Таврической в Имеретинской низменности.
Предваряя обсуждение, архитектор Георгий Борисович Серебряков познакомил собравшихся с мировой практикой установки подобных гигантских скульптур Христа.
Стоит отметить, что большинство изваяний находится в Латинской Америке и почти все они — итог единого народного порыва в ознаменование какого-либо важного события. Лишь единицы были подарками тех или иных диктаторов.
По словам самого автора, скульптура Христа изготавливалась им специально для Сочи, но здесь «его творению не нашлось подходящего места». Представители администрации подтвердили, что это уже третья попытка рассмотрения этого вопроса. Две других были ещё перед олимпиадой, но тогда скульптуру отклонили сославшись на уже утверждённую концепцию Имеретинской низменности. Рассмотрение этого вопроса местными специалистами состоялось только сейчас.
Монументальная композиция «Иисус Христос»
Обсуждая первую скульптуру, архитекторы рассматривали не только уместность её установки в данном конкретно заданном месте, но и вообще на территории города Сочи. По словам архитектора Фёдора Ивановича Афуксениди, автора многочисленных проектов церквей, наш город — уникальная территория, над которой господствовал не только «Третий Рим» (Москва), но и Второй (Византия), и Первая Римская империя. Именно поэтому он считает, что размещение статуи Христа здесь уместно, даже несмотря на отсутствие в православии традиции поклонения скульптурам и тяги к показному превосходству.
Многих архитекторов удивил тот факт, что вопрос установки этой скульптуры не обсуждался с представителями духовенства края и города. Некоторые назвали установку столь гигантской скульптуры Христа провокацией. Так как, несмотря на то, что христианские храмы на Кавказе и в частности на территории Сочи появились раньше крещения Руси, всё же эта территория несколько столетий находилась под влиянием Турции и многие местные племена приняли мусульманство.
Инженер Николай Александрович Гришин также отметил, что символизм с скульптуре всегда играет немаловажную роль и потому ситуация, когда скульптура создаётся, а потом под неё ищется место выглядит немного странной. Поддержал эту идею и архитектор Олег Филиппович Козинский, подчеркнув, что восхищаются именно теми памятниками, в основе которых заложен символ, а не «прямая похожесть», когда человеческий образ Христа переходит из плоскости реальной в символический.
Рассмотрена была эта скульптура и сточки зрения брендирования города. К сожалению, вложив в его установку немалые деньги, город не получит уникального бренда — эта скульптура всегда будет вторична, невольно отсылая к Рио-де-Жанейро. Если уж что-то создавать в таком роде, то только оригинальное, что станет неповторимой визитной карточкой Сочи. Это мнение поддержал и главный архитектор Сочи Александр Анатольевич Зачитайлов.
Но в целом решение принималось исходя из анализа социально-художественной значимости скульптуры и необходимости её размещения в нашем городе. Члены архитектурной секции считают, что сначала на Градостроительном совете нужно было выбрать место размещения скульптуры и уже исходя из параметров этого места — определиться с её величиной. Ведь неслучайно почти все памятники, установленные в советское время, имеют авторский коллектив, состоящий из скульптора и архитектора.
Прежде чем голосованием принять окончательное решение, члены архитектурной секции попытались найти более подходящее место для её размещения. Одним из вариантов предлагалось просто развернуть скульптуру лицом в море. Другой вариант был более радикальным — расположить скульптуру в море, например, в акватории нового порта «Имеретинский». Уже позже был предложен вариант размещения скульптуры на новом молу Сочинского морского порта.
Скульптурная композиция «Аргонавты»
Что касается второй скульптуры — «Аргонавты» — то возникло всеобщее недоумение, почему местом её размещения выбран Сочи, а не соседняя Абхазия — настоящая Колхида из древнегреческого эпоса. Многие архитекторы отметили, что предложенное место действительно подходит для размещения скульптурной композиции, но не этой. Возможно, городу следует объявить конкурс.
Если говорить о самой скульптуре «Аргонавты», то архитекторы признали «вопиюще непрофессиональным» использование ордера в композиции и её чрезмерные габариты. Она бы лучше смотрелась небольшого размера, возможно, в виде сувенира. Другие и вовсе были более категоричны в суждениях, назвав эту скульптуру «абсурдом и вопиющим безобразием, который изуродует наш город». Тем более, что одно Золотое руно уже есть.
«Сама скульптура не вызывает у меня отторжения. Она достаточно интересна и оригинальна, — высказал своё мнение главный архитектор города, — но вот место выбрано явно неудачно. Всё-таки концепция Имеретинки была разработана индивидуально со своей типологией зданий и там она будет выглядеть чужой. Возможно, есть смысл рассмотреть размещение этой скульптуры в другой части города.»
Несмотря на критическое отношение к самим скульптурам, Александр Борисович Тарасов отметил хорошую тенденцию, что наконец-то администрация города начала обсуждать памятники до того, как их «воткнуть». Он убеждён, что памятники должно ставить общество, горожане.
Не стоит считать, что архитекторы имеют какое-то предубеждение к автору скульптур. Многие высоко оценивают его работы, особенно выделяя фонтаны сочинского Курортного городка и мозаичные остановки в Абхазии.
Итог дискуссии
Подводя итоги обсуждения предложений по размещению двух скульптур, члены архитектурной секции всё же решили голосовать по уместности расположения конкретных композиций в конкретно предложенном месте. Ведь именно так вопрос выносился на рассмотрение. Подавляющим большинством голосов были отклонены оба предложения.