Московское метро: нереализованные и осуществлённые проекты оформления станций
Анжела Аджар
На протяжении уже более 80 лет инфраструктурный транспортный объект — Московский метрополитен продолжает всех удивлять, и как уникальное инженерное сооружение и как произведение архитектуры и искусства. Одни спускаются в метро, чтобы просто быстро проехать, минуя пробки, другие бродят по станциям и внимательно рассматривают облицовку стен и колонн, пытаясь найти останки различных морских обитателей палеозойской эры, третьи приходят ради легенд и примет, и трут нос собаке на удачу (скульптура на станции «Площадь Революции»), но все вместе восхищаются московским метро, как грандиозным памятником архитектуры и искусства.
12 станций московского метро признаны памятниками регионального уровня. Сейчас пытаются московский метрополитен включить в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и он по праву достоин войти в этот список.
В Музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве 17 марта 2016 года открылась выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры». Нам удалось побывать на этой выставке и для читателей нашего сайта мы подготовили небольшой фоторепортаж.
На выставке представлены нереализованные и осуществлённые проекты оформления станций и большое количество фотографий четырёх очередей строительства с 1935 по 1954 год.
Число станций:13 («Чистые пруды», «Красные ворота», «Комсомольская» Сокольнической линии, «Красносельская», «Сокольники», «Парк культуры» Сокольнической линии, «Кропоткинская», «Библиотека им. Ленина», «Охотный ряд», «Лубянка», «Смоленская» Филёвской линии, «Арбатская» Филёвской линии, «Александровский сад»).
Число павильонов: 17.
1 из 10
Кроме фотографий представлены проекты великих мастеров А. Н. Душкина, братьев Весниных, А. В. Щусева, Д. Н. Чечулина, Н. Я. Колли, И. Г. Таранова и Н. А. Быковой, И. А. Фомина, Б. М. Иофана, Л. С. Теплицкого и других архитекторов, выполненные на ватмане. Здесь нет компьютерной графики, все перспективы тогда выполняли вручную, а для дополнительной выразительности использовали акварель, карандаш, белила и сангину.
Жители Москвы сразу узнали в проекте павильон станции «Арбатская», но он оказывается по задумке архитектора должен иметь шпиль.
Арки на пилонах символизируют утраченный памятник архитектуры XVIII века — Красные ворота.
Многих посетителей заинтриговал этот рисунок, где пассажир метро посреди перронного зала прикуривает трубку.
На перроне станции «Охотный ряд» предлагали установить фонтанчики.
Вторая очередь:
Даты открытия: 20 марта 1937 г., 13 марта 1938 г., 11 сентября 1938г.
Число станций : 9 («Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская» замоскворецкой линии, «Маяковская», «Киевская» Филёвской линии, «Курская» Арбатско-Покровской линии, «Площадь Революции», «Театральная»).
Число павильонов: 9.
Изящная станция «Маяковского»- основной мотив полукруглая арка.
Архитектор А. Душкин первоначально предлагал на станции метро «Площадь Революции» установить декоративные барельефы, но потом их заменили на большие скульптуры.
Наземный павильон станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») остался на бумаге, а проект станции был осуществлён.
Колонны станции «Кропоткинская» А. Душкин завершает пятиконечными звёздами, благодаря этому они становятся похожими на гигантские цветы лотоса.
Третья очередь:
Дата открытия: 1 января 1943, 7 ноября 1943, 20 ноября 1943.
Линии: Замоскворецкая, Арбатско-Покровская.
Маршруты: «Новокузнецкая»-«Завод им. Сталина» (Автозаводская»), «Бауманская»-«Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина» («Партизанская»).
Протяжённость: 13,9 км.
Число станций: 7 («Бауманская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Партизанская», «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская»).
Число павильонов: 8.
Первая скульптурная композиция посвящена Грузинской ССР.
На «Новокузнецкой» предлагали установить десятки бюстов героев Великой Отечественной войны.
Станция «Бауманская» проектировалась архитектором Борисом Иофаном, как «Спартаковская». На её оформление повлияла Великая Отечественная война. Галерею скульптур героев восстания Спартака в Древнем Риме заменили в итоге скульптурами воинов советской армии и тружеников тыла работы В.А. Андреева.
Сын Таранова и Быковой, архитектор Андрей Таранов для выставки предоставил фотографии макета и чертежи двухъярусных станций. Макет «Киевской», был изготовлен Метростроем в 1947 году — к 70-летнему юбилею И.В. Сталина.
Четвёртая очередь:
Дата открытия первого участка Кольцевой линии: 1 января 1950 года;
Число станций:16 («Проспект Мира»,»Добрынинская», «Павелецкая» Кольцевой линии, «Таганская», «Курская», «Комсомольская» Кольцевой линии, «Парк культуры» Кольцевой линии, «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Новослободская», «Октябрьская», «Краснопресненская», «Белорусская» Кольцевой линии,»Смоленская» Арбатско-Покровской линии, «Киевская» Кольцевой линии, «Киевская» Арбатско-Покровской линии).
Число павильонов: 18
1 из 11
1 из 3
Великие архитекторы выполнили поставленную сверхзадачу, они создали «дворец для народа». После хрущёвского постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» дворцовый стиль Московского метро меняется на упрощённый и даже типовой.
Как жаль, что так много проектов осталось на бумаге… Нынешнему молодому поколению необходимо продолжать сохранять и изучать это наследие.