Site icon Архитектура Сочи

Улица, зелёная душой

Валерий Нефёдов,
«Зелёный город», 15 января 2013

Вокруг городских коммуникационных пространств, в первую очередь – улиц, традиционно возникает немало проблем. Даже при самом беглом опросе горожан в числе основных, скорее всего, прозвучат претензии к качеству асфальта на проезжей части, жалобы на необустроенность тротуаров и небезопасность переходов, вспомнят о проблемах со стоянками и, конечно, не забудут о проблемах с уборкой снега в зимний период. Мало для кого улица будет отнесена к одной из актуальных областей распространения зелёных технологий. При этом сразу хочу предостеречь любителей-озеленителей, непременно стремящихся пристроить какую-нибудь цветочную композицию на улицу – этот текст не для вас.

Зелёный ресурс общественного транспорта

Подойдём к улице как к пространству с немалым ресурсом для распространения зелёных технологий. Улица может быть наполнена новым смыслом и обрести достойную роль в экосистеме города. Конечно, для этого неплохо бы правильно расставить акценты и задуматься над тем, почему улицы во многих странах мира перестали быть пространством экстрима, а превратились в гармоничную среду с человеческими приоритетами и гарантиями устойчивого развития.

Один из важнейших признаков «зелёности» городских улиц в европейских странах – паритетный баланс между общественным транспортом (чаще всего электротранспортом и транспортом, работающим на газе), велосипедным и пешеходным движением, с одной стороны, и движением автомобильного транспорта, – с другой. Новая, очевидно «зелёная» тенденция смещения акцентов в сторону дружественных природе видов передвижения утвердилась в Европе в последние 20 лет.

Зримым проявлением реального внимания городских властей и специалистов многих стран к экологии стала модернизация и гуманизация общественного транспорта. Как ни удивительно, но в Европе автомобиль перестал доминировать на улице! И как актуален такой подход для многих российских городов, задыхающихся от стремительно нарастающего числа машин и всё чаще балансирующих на грани полного транспортного коллапса!

Сам факт многократного повышения роли общественного транспорта не стал бы реальностью без изменения структуры уличного пространства. Рельсовый транспорт нового поколения обрёл полосы движения с зелёным, природным основанием. Эти вновь созданные зелёные полосы, став продолжением живой природы в городском ландшафте, способствовали тому, что на улицах не просто исчезли осадки, выпадающие в виде луж, но и прибавилась поглощающая эти осадки масса растительности, позитивно влияющая и на сокращение загазованности городских улиц.


Воплощённый проект нового проспекта Gran Via de les Corts Catalanas в восточной части Барселоны достаточно убедительно представляет столь радикальный шаг в сторону не только изменения поперечного профиля улицы, но и наполнения её полноценной жизнью. В центральную часть проспекта вернулась основательно подзабытая тема прогулочного зелёного бульвара с высокими деревьями по сторонам и полосами велосипедного движения, а за деревьями со стороны дорог для автомобильного движения появились полосы движения трамвая.

Столь же характерную экологическую реконструкцию претерпели и новые городские магистрали в экспериментальном районе Берлина Adlershof. Здесь, по широкой, покрытой газоном разделительной полосе шириной почти 20 метров, проложены рельсы для движения трамвая. Вид самой улицы больше напоминает красивый зелёный променад с трамвайными остановками. Прессинг автомобильного движения по обеим сторонам от него – прекращён.

Эти и многие другие примеры из зарубежной практики неоднократно подтверждают то, что улицы, ещё вчера бывшие проблемными, могут пережить «зелёное» возрождение. И никакие сомнения относительно размеров дополнительных затрат на обустройство полноценных коммуникаций не смогли остановить движение европейских городов к устойчивой среде.


Конечно, учёт климатических условий различных регионов России необходим при выборе ассортимента растительности в структуре зелёных полос для прокладки трамвайных путей. Но ещё важнее преодолеть тяжёлую массу стереотипов в сознании людей, принимающих решения о создании полноценных дорог. Включая поспешный и опрометчивый отказ от трамвайных полос под предлогом их неудобства для езды на автомобилях.

Впрочем, не всё так плохо и в нашей стране. Движение по созданию выделенных полос для общественного транспорта уже начало доказывать определённую состоятельность. Жаль, что пока мало кто из чиновников принимает на веру проекты уличного благоустройства с использованием дополнительных природных экранов между полосами движения общественного и автомобильного транспорта.

Основной ресурс в этом подходе заключён в создании качественно новой пространственной структуры улиц с использованием природного каркаса. Зелёные экраны, которые, например, в Нанте при реконструкции проспекта Шарля де Голля были размещены вдоль полос движения общественного транспорта, смогли повлиять и на характеристики воздуха, и на параметры шума, не говоря уже о включении в зелёный контур города дополнительных масс растительности. А главное – сам общественный транспорт для человека приобрёл дополнительную психологическую комфортность, существенно потеснив в массовом сознании автомобиль.

Велосипед – это хорошо

Преодоление сомнений относительно возможности организации в российских городах велосипедного движения происходит неизбежно, стоит только однажды присмотреться к подобным процессам за рубежом. Зелёные приоритеты, провозглашённые там, привели к пересмотру структуры городских коммуникационных пространств, частично сократив пространства для автомобильного движения и обеспечив вместо них полосы для движения на велосипедах.

Скандинавские страны, где со снегом и низкими температурами зимой ситуация почти аналогична нашей, не просто не остались в стороне от этого движения, но и стабильно входят в число его лидеров, на деле подтверждая свою приверженность идеалам сохранения природы и поддержания окружающей среды на самом высоком уровне.

Скандинавские города остаются пригодными для велодвижения и в зимний период благодаря эффективной уборке снега и посыпке велодорожек каменной крошкой. Зелёная идеология организации велодвижения проявляется и в том, что полосы, предназначенные для велосипедистов, отделяются посадками высокой растительности, что, опять же, не проходит бесследно для экологии коммуникационных пространств.

Поиск пространственного ресурса для продвижения зелёных технологий не исключает и вариант, когда на смену одному виду коммуникации, устаревшему и утратившему изначальную роль, приходит другой, ориентированный в будущее. К числу подобных примеров можно уверенно отнести реализованный вдоль улицы Rautatiekatu (Хельсинки) новый велосипедно-пешеходный зелёный променад. Он был создан в довольно мрачном каменном каньоне – на месте бывшей ветки железной дороги. Но его выгодное расположение между двух оживлённых проспектов сыграло решающую роль в превращении из старого и проблемного участка в уголок благоприятной городской среды.


Похожую практику использовали при обустройстве новых велосипедно-пешеходных треков на бывших промышленных территориях в районе Цюрих-Норд, где, не разбирая старого железнодорожного полотна, прямо в его контуре с сохранёнными рельсами устроили удобные дорожки для передвижения людей. Реально – зелёные технологии вместо проблем со старой ржавой веткой.

Человек под защитой природы

Фактор психологической защищённости и зримой зелёной идеологии улицы крайне важен для человека в оживлённых коммуникационных пространствах. Например, европейская практика прекратила планомерное вытеснение человека с тротуаров. Сегодня европейские пешеходы защищены благодаря разумно преобразованной структуре уличного пространства.

Контейнерное озеленение, системы многоуровневых кашпо и зелёных экранов смогли превратить современные улицы крупных городов в зоны, комфортные для человека. Теперь жители европейских городов вспомнили о том, как прекрасны неспешные прогулки вдоль родных улиц.


Я убеждён, что на средства, выделяемые ныне на украшение улиц российских городов однолетними цветами, вполне можно создать систему мобильного структурирования пешеходного пространства, способную сделать его реально комфортным. Многочисленные примеры с использованием контейнерного озеленения скандинавских городов подтверждают, что это возможно. Но речь должна идти именно о мобильном варианте ландшафтного обустройства городских улиц, так как создание любых монументально-декоративных композиций заметно сокращает возможности гибкого использования пространства.

В условиях северного климата нельзя забывать, что ландшафт городских улиц должен устраивать человека не только тёплым летом, но и снежной зимой. Скандинавский опыт, рассматривающий зимнюю улицу как пространство для альтернативного ландшафтного дизайна, давно и всерьёз переставил акценты на возможности сохранения зелёной (хвойной) массы в холодное время года.

Наверное, к числу одного наиболее из радикальных решений, используемых в международной практике в трактовке зелёной философии улицы, можно отнести превращение автомобильных полос в прогулочный променад. Яркий пример – береговые магистрали в Рио-де-Жанейро, где в выходные дни из восьми полос движения автотранспорту выделяется лишь четыре, а остальные отдаются во власть горожан.

Автомобиль – не роскошь, а средство

В век зелёных технологий обустройство среды без конфликта между пешеходом и автомобилем становится реальным благодаря последовательному совершенствованию структуры уличного пространства. Мировая практика демонстрирует немало примеров в создании коммуникационных зон, где пешеходы и транспорт не мешают друг другу. Для этого пригодными становятся и эффективные акустические экраны, как, например, на виадуке в районе Ruoholahti в Хельсинки, и модули с растительностью, структурирующие крайнюю полосу проезжей части улиц вдоль пешеходных полос на обустроенные места парковки.

Постепенное преодоление в менталитете европейского жителя «комплекса обладания автомобилем» и приобщение к передвижению по городу более экологичными вариантами транспорта не раз становились темами профессиональных дискуссий. Роль зелёных технологий в превращении улиц в разумно сбалансированное пешеходно-транспортное пространство становится всё более заметной, возвращая реальные экологические ценности на цивилизованный уровень.


В связи с этим возникает реальная необходимость учиться приёмам зелёного структурирования уличного пространства по более гуманной логике. Современным российским специалистам-ландшафтникам (и дорожникам) требуется корректировка сложившихся представлений, а то и всего менталитета. В ином случае экспансия машин в городских коммуникационных пространствах рискует продолжиться, отодвигая зелёные надежды всё дальше и дальше.

«Архитектура Сочи»

источник: green-city.su

[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]

5/5 - (3 голоса)
Exit mobile version