На рубеже XIX-XX веков Сочинский округ приобретает всё большую известность как курортная местность, одним из лучших уголков которого считалась Хоста.
19 января 1899 Государственный Совет принял решение придать поселению Хоста статус города с упрощённым управлением. 15 мая того же года указом Николая II учреждается город Хоста. Приустьевая равнина одноимённой реки была разделена на 175 городских, 60 ремесленных и 50 дачных участков.
Одним из первых приобрёл в новом поселении дачный участок и построил дачу Иван Григорьевич Щегловитов (1861-1918) — дворянин Черниговской губернии, русский государственный деятель, министр юстиции Российской империи (1906-1915), последний председатель Госсовета Российской империи.
И.Г. Щегловитов, по оценкам современников, был одним из самых эрудированных юристов того времени. Он состоял действительным членом Юридического общества при Санкт-Петербургском университете. Именно Иван Григорьевич впервые дал научную разработку судебной фотографии, для чего в бытность свою прокурором в Петербурге учредил судебно-фотографическую лабораторию. Активно занимался а Международном союзе криминалистов. За свою жизнь он опубликовал множество статей и несколько книг по юриспруденции, написал учебник по курсу судоустройства, читал лекции в Императорском училище правоведения. Ивана Григорьевича очень высоко ценил император Николай II.
Возможно, для восстановления пошатнувшегося здоровья, а именно это стало причиной его увольнения с должности министра юстиции в 1915 году, И.Г. Щегловитов купил участок в курортной местности , развитию которой на рубеже XIX-XX веков он активно содействовал. Помогала ему в этом супруга Мария Фёдоровна. Иван Григорьевич был женат три раза. Первая его жена, княжна Оболенская, умерла, вторично он женился на Елене Константиновне Детерихс. Третьей его супругой в 1906 году стала Мария Фёдоровна Куличенко.
Очень яркий портрет Марии Фёдоровны описывает дочь русского промышленника А.П. Мещерского:
«Мария Фёдоровна была дама с сильным характером, служащие министерства её побаивались, да и своей резкой, будто и «добродушной» манерой, своим острым языком и вполне «хозяйскими замашками кого угодно могла могла мутить и повергнуть в трепет.»
в 1912 году при непосредственном участии Марии Фёдоровны для устройства в Хосте курорта создаётся Общество благоустройства города, которое она возглавила совместно с генералом Муравьёвым. По её инициативе была построена одна из старейших на территории Сочи православная церковь Преображения Господня. Мария Фёдоровна взяла на себя все хлопоты по сбору средств на её возведение, организовала попечительский совет.
Трагична судьба этой семьи. И.Г. Щегловитов во время февральской революции 1917 года был арестован, а в сентябре 1918 года вместе с другими государственными и религиозными деятелями Российской империи — расстрелян. Что стало с Марией Фёдоровной после революции — не известно, по некоторым данным она уехала во Францию.
По сохранившейся фотографии по негативам И.Г. Сутковского в чёрно-белом и цветном (раскрашенном вариантах) можно судить об архитектуре дачи министра Щегловитова. Она весьма эклектична, сочетая в себе объемы и окна русского модерна, деревянную кровлю в стиле русского теремного зодчества, а облицовка из местного камня роднила постройку со средневековыми замками и сочинскими дачами, построенными в их стиле.
После революции дача была национализирована. Вопреки утверждению заместителя директора Музея истории Сочи по науке А.В. Гусевой в книге «Лики старого Сочи. Сочи на старинных открытках» (Платонов, 2014), дача Щегловитова сохранилась, только, к сожалению, в весьма изменённом виде.
Сочинскому историку-краеведу В.Н. Костиникову удалось найти в Сочинском архиве дело, проливающее свет на судьбу дачи:
«Хостинский Сельсовет отдал дачу в аренду Нарсвязи. Присмотра не было, ремонта тоже. Оцинкованное железо с веранды, каменной постройки, а также водосточные трубы были сняты, материал использован на разные хозяйственные изделия, таковые продавались через местный кооператив местному населению. Бродяги разводили костры В ночь с 7 на 8 декабря 1923 года сооружение сгорело дотла.»
Сочинский архив дело Р-25 оп 1 ех 29 л 243
От дачи остались только стены, но позже был произведён ремонт, у здания появилась кровля, но никто и не думал воссоздавать первоначальный облик «буржуйской» дачи, поэтому её трудно узнать.
Какое-то время в здании дачи Щегловитова располагалась гостиница «Приморская», потом на территории бывшего имения Щегловитова был открыт санаторий «Кавказ». Позже часть территории санатория вместе со зданием дачи была отдана под Дом творчества и отдыха художников «Хоста» (ныне «Арт-отель»).