Site icon Архитектура Сочи

Сегодня и каждый день

В. Внуков,
главный архитектор города Сочи
«Черноморская здравница» №87 от 2 мая 1975 г.

В сквере тихо и уютно. Мерно журчат водяные струи фонтана, настраивая на отдых и размышления. На одной из скамеек – женщина в брючном костюме, рядом с ней детская коляска. В руках женщины быстро бегают вязальные спицы, она, кажется, всецело поглощена делом. Но вот рукоделье отложено в сторону, и пальцы проворно чертят на скамейке невидимые линии, круги, эллипсы.

Теперь я не сомневаюсь, это Наталья Васильевна Милова, известный в Сочи архитектор. Мне и раньше приходилось встречать её в сквере, куда она частенько приходит после работы со своим внуком Серёжей. Пока малыш спит в коляске, она вяжет. Точнее сказать: размышляет. Потому что творчество архитектора – это бесконечные и мучительные поиски, это вечные раздумья и сомнения.

Наталья Васильевна очень взыскательна, особенно к себе. Мне вспоминается такой случай. Уже после того, как мы одобрили эскизы и дали Н.В. Миловой «добро» на проектирование объекта, она вдруг приходит и заявляет:

— По-моему, я нашла более удачное решение…

Разворачиваем новые эскизы – и верно, они лучше прежних. Конечно, мы поблагодарили её за новый вариант проекта, но каждый из нас подумал о том, каких трудов ей это стоило. Тут, если хотите, большое мужество требуется. Чтобы заставить себя переделывать то, что уже согласовано и что получило одобрение.

Наталья Васильевна – человек целеустремлённый и настойчивый. Она умеет постоять за свой проект (ведь он выстрадала умом и сердцем!), за свою бригаду архитекторов, которую возглавляет уже несколько лет, за дело, которому предана всей душой. Порой она бывает даже резковата и шумлива – это когда на её пути встречаются равнодушие, карьеризм или расхлябанность.

Мне хорошо запомнился один эпизод, которому я стал свидетелем на строительстве школы на Парковой улице (это её проект). Стою, разговариваю с бригадиром маляров о покраске. Вдруг вижу, он как-то странно пригнулся, засуетился и, не закончив разговора, поспешно ретировался в ближайший подъезд.

— Вы куда это? – кричу вдогонку.

— Потом, потом! Опять эта «пила» идёт.

Гляжу – несётся Наталья Васильевна по строительной площадке, перепрыгивая через трубы и доски. Губы плотно сжаты, глаза из-под очков грозно сверкают:

— Вы видели, какой колер маляры применили в вестибюле?! Это же позор!

Нет, не зря бригадир убежал, досталось бы ему на орехи!

Какой бы объект ни возводили строители по проекту Н.В. Миловой, автор всегда считает своим долгом наблюдать за ходом строительства.

— Без авторского надзора, — любит повторять Наталья Васильевна, — сооружаемое здание, что дитя без присмотра. Я считаю, что архитектор просто обязан бывать на стройке: здесь ясно видны свои собственные удачи и просчеты, здесь идёт взаимный обмен опытом между строителями и проектировщиками.

Мне кажется, что эта вот высокая взыскательность к себе и людям помогают Н.В. Миловой создавать проекты и осуществлять по ним строительство на уровне лучших образцов современной архитектуры. Один из её первых проектов – четырехквартирный дом, многократно построенный на улицах Грибоедова и Нагорной – был отмечен похвальной грамотой на Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов (1951 год). В 1972 году Н.В. Милова награждена дипломом на смотре достижений советской архитектуры за проект здания школы №8 на Парковой улице. Двумя годами позже ей вручили диплом Госстроя РСФСР за проект школы №1 на Набережной улице.

Школа №15 в Заречном микрорайоне

По её проектам построены санаторий «Авангард», родильный дом и здание общественного центра в завокзальном районе, несколько многоэтажных жилых домов, сооружается водолечебный корпус санатория «Белоруссия». Сейчас Наталья Васильевна проектирует ещё одну школу (на 117 мест), которая будет построена в заречном микрорайоне г. Сочи. По её проекту подготавливаются рабочие чертежи на строительство санатория «Снежинка» в Лазаревском районе.

И ещё одну черту в характере Н.В. Миловой мне хочется отметить – её постоянство, её преданность своему делу. С 1947 года, после окончания архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института, Наталья Васильевна всё время работает на одном месте – в зональном институте Южгипрокоммунстрой. Менялись названия этой организации, её месторасположение. Неизменной оставалась лишь привязанность Н.В. Миловой к своему коллективу. Видимо, такое постоянство продиктовано увлеченностью работой, потребностью творить и дерзать.

Только не подумайте, что поскольку Наталья Васильевна привязана к одному месту, то она тяжела на подъём. Напротив, она всё время в движении. Каждое утро её можно встретить в сквере, где она занимается гимнастикой и бегом (потому-то она всегда бодра, подвижна и выглядит значительно моложе своих лет). Любит ездить, любит смену остановки, среды. Она всех уверяет, что отдыхать в городе, где ты работаешь, нельзя: надо сменить обстановку. Сама она изъездила всю страну. Ей довелось посетить Финляндию, Югославию, Румынию, Венгрию, Англию.

— Поездки обогащают архитектора творчески, — убеждённо говорит Наталья Васильевна. – Чтобы много знать, надо больше видеть собственными глазами. И не на картинках или экране, а в жизни. Потому что иллюстрация и натура – вещи несовместимые.

Рабочий день у архитектора Н.В. Миловой не кончается после восемнадцати часов. Да и как, в самом деле, уложить творческий процесс в какие-то рамки? Ведь только вечером, после работы, архитекторы могут собраться вместе, обсудить новые замыслы, поспорить. Вот почему в Доме архитектора по улице Воровского, 58 частенько допоздна горят огни. Здесь обязательно присутствует Н.В. Милова: она – председатель архитектурно-технического совета, член правления Сочинской организации Союза архитекторов СССР.

А дома её ждет семья. Теперь она прибавилась – на свет появился внук. Сын Алексей работает плиточником и одновременно заочно учится в политехническом институте. Он пошёл по стопам матери – Наталья Васильевна тоже начинала с рабочей (была токарем), потом учительствовала. Дочь Елена также последовала примеру матери – она студентка архитектурного факультета.

Заботы, заботы… Большие и маленькие. С утра и до вечера, сегодня и каждый день.

«Архитектура Сочи»

источник: privetsochi.ru

5/5 - (3 голоса)
Exit mobile version