В 2013 году закончено строительство квартала террасной застройки на берегу моря. О выборе архитектурного решения, которое в последствии отразилось и на названии комплекса, рассказали авторы проекта — архитекторы Творческой мастерской «Лозинский и партнеры» (г. Москва)
Морская резиденция «Санторини Клуб»
Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Пирогова, 10
Заказчик: ООО «Зодиак»
Генпроектировщик: ООО «Творческая мастерская Лозинский и партнеры» г. Москва
Авторский коллектив:
Степанова Александра Владимировна, Лозинский Игорь Захарович, Соболева Ольга Валерьевна, Андреев Игорь Иванович, Шеренов Сергей Сергеевич, Балагуров Максим Андреевич, Муратова Мария Александровна, Емельянова Дина Николаевна, Шешунов Дмитрий Александрович, Тропынина Анна Владимировна
Общая площадь: 6500м².
Дата начала проектирования: август 2008г.
Дата окончания строительства: 3-й квартал 2013г.
Абсолютно не рассчитывая на попадание в «яблочко» с первого раза, мы готовились к затяжному перебиранию вариантов и стилистических решений, хотя сами были просто уверены в том, что необходимо защитить одно единственно верное. Оно возникло перед нами виртуальным призраком, как только первый раз мы оказались на месте.
Там ещё стоял отслуживший своё параллелепипед бассейна советской постройки, замену которому уже заканчивали строить в 70 метрах от старого, но глядя на него, мы уже угадывали сложный силуэт будущей постройки. Долго мечтать не пришлось, и мы, пока что визуально, оценили состояние уже неработающего объекта. Он выглядел обречённым не только снаружи — все инженерные коммуникации сгнили процентов на 50, конструкция чаши пребывала в плачевном состоянии, подвалы явно текли. Поэтому первый же эскиз, даже не подразумевал особой вариантности — полный снос с демонтажем фундаментов и возведение целого города — со своими доминантами, улицами и набережной. Греческое средиземноморье выплеснулось на бумагу, не спрашивая разрешения ни у авторов, ни у заказчика.
© ООО «Творческая мастерская Лозинский и партнеры»
Возможно, сыграли свою роль наши личные привязанности к истории и культуре этой страны, подкреплённые осуществлёнными постройками, сотнями художественных работ и этюдов.
Но, не только это — связь Чёрного моря (Понтоса) со Средиземноморьем — очевидная историческая реальность. На берегах Чёрного моря до сих пор не мало греческих поселений, где, к сожалению, практически утрачены какие либо индивидуальные типологические черты. Но руководствовались мы не только и не столько историческими аналогиями и пристрастиями. Главной ценностью курортной застройки должна была стать специфическая атмосфера непринужденности, отдыха и общения, характерная для маленьких приморских городов. Здесь, надо сказать, не обошлось без элемента везения… — заказчик полностью разделял наш подход. А греческая тема оказалась близка не только нам.
Как то сразу стало ясно, чего делать не следовало… Совершенно точно мы были все категорически против того, чтобы поднимать очередную этажерку без роду, без племени. Безликие пластинчатые и так погребли под собой не только множество объектов советского ренессанса, когда то прекрасного южного города, но часто (что еще хуже) пытались примерить на себя его наряды (под классику), обнаруживая отсутствие элементарного архитектурного базиса у своих создателей. Нельзя было и продолжать традиции безудержного самостроя, бессмысленным Шанхаем поглотившего практически весь Адлер и часть центра Сочи.
Кроме того, объёмное решение было продиктовано расположением площадки будущего строительства, её непосредственным окружением и множеством сложностей, которые нам предстояло решить по возможности изящно.
На относительно небольшом участке сошлось много входящих: от не простой геологии и гидрогеологии, до сильного уклона и климатических условий субтропического климата. Но были параметры, делавшие его очень привлекательным и в своём роде уникальным — протяженность вдоль моря, пляж в 15-ти метрах от первой линии, довольно удобный подъезд, зеленое окружение и т.д.
Всё это, так или иначе, сформировало объёмно пространственную структуру объекта. Разбив его на 3 линии и 2 уровня проездов, мы впустили море практически в каждый апартамент, в каждую комнату.
По пути пришлось решать множество смежных задач, сотрудничая с местными проектными организациями. Так например заказывая противооползневые мероприятия, мы столкнулись с тем, что сильно недооценили ограничения, которые нам будут заданы… и многое пришлось переделывать на ходу.
А планируя механизированную парковку, хитроумно встраивая её технологию под вторую линию, нам пришлось долго бороться с трактовкой нормативов по пожаротушению в местной экспертизе. Они напрочь игнорировали тот факт, что помещение не предполагает пребывание там людей и предписывали мероприятия, на которых предполагалось компенсировать затраты на само оборудование.
Используя сложную компоновку неповторяющихся объемов, нам удалось добиться того, что каждый обитатель нашего городка мог рассчитывать на морской вид и современную планировку жилого пространства.
Пешеходные спуски к морю предлагали различные сценарии перемещения по территории — в том числе и под проезжей частью. Ещё одной отличительной чертой объекта является множество террас, зелёных двориков и эксплуатируемых плоских крыш, которые практически стирают границы между отдельными домами и в сочетании с разработанным ландшафтом создают ощущение обитаемой пространственной скульптуры с множеством лестниц, переходов, пергол.
Чтобы создать ощущение воздушности и лёгкости, работая с крупными объёмами, мы использовали открытые лестницы и облегчённые террасы, усложняющие и делающие более ажурным силуэт комплекса. Работая со строительными материалами, мы, конечно намеренно, ограничили себя традиционным набором: штукатурка, камень, дерево — и это позволило нам ещё точнее передать атмосферу маленького прибрежного города.
© ООО «Творческая мастерская Лозинский и партнеры»
А скругление парапетов добавило сходства с островной архитектурой Греции. Может именно поэтому как-то все согласились с названием Санторини, которое, следуя сегодняшней моде, получает приставку «клаб».