В пятницу, 19 сентября 2014 года, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак на Международном инвестиционном форуме в Сочи осмотрел стенды Краснодарского края. Особое внимание он уделил проекту объездной дороги между Туапсе и Сочи, которую предлагается построить над существующими железнодорожными путями, сократив тем самым путь более чем на 40 километров. Козак поддержал идею проекта. Но так ли она хороша, как кажется на первый взгляд?
Основная цель проекта — решение транспортной проблемы, путём строительства автотрассы на втором уровне над железной дорогой. На Форуме в этом году представлен макет первой очереди от г. Туапсе до пос. Шепси протяжённостью 9 км (средняя скорость 80 км/ч) вместо 16 км (средняя скорость в сезон около 30 км/ч). Стоимость проекта 11000 млн.руб. Срок окупаемости 12 лет. Площадь земельного участка 700000 м².
Планируется, что проект решит несколько аспектов:
- безопасность на дорогах — транспортная безопасность населённых пунктов путём отвода основного транзитного транспорта на новую дорогу;
- улучшение обслуживания отдыхающих — улучшение транспорта в населённых пунктах и упрощение проезда отдыхающих к местам отдыха;
- экологический — снижение вредных выбросов и шумности в населённых пунктах;
- градостроительный — улучшение транспортной инфраструктуры района.
Стоит отметить, что реализация данного проекта противоречит идее, заложенной в Генеральном плане Сочи 2009 года — вынести железную и автомобильные дороги с береговой полосы в предгорье, чтобы освободить доступ к главному курортному ресурсу побережья — пляжам. Нагромождение второго уровня также значительно ухудшит видовые характеристики территории.
Строительство автодороги над железной дорогой между Туапсе и Сочи — это быстрый и относительно дешёвый способ решить транспортную проблему, но, на наш взгляд, весьма сиюминутный и недальновидный. Для гармоничного развития приморской территории необходимо освобождать море и пляжи, открывать свободный доступ к ним и благоустраивать, а не застраивать транспортными коридорами.