Site icon Архитектура Сочи

Возвращаясь к напечатанному: набережная Пуэрто-Вальярта (Мексика)

Набережная Пуэрто-Вальярта, Мексика (Puerto Vallarta, JAL, Mexico)
Архитекторы: Trama Arquitectos (Jaime Castiello, Héctor Santana, Edgardo Sandoval y Carlos Haro) при содействии West8 urban design & Estudio 3.14
Площадь: 20000.0 кв.м
Год: 2011

Про реконструкцию набережной Малекона в сердце развивающегося мексиканского курорта Пуэрто-Вальярта, которая была осуществлена в рекордно короткие сроки — за восемь месяцев, мы рассказывали два года назад.

Сегодня, когда к зимним играм 2014 года была создана восхваляемая сочинскими властями «олимпийская» набережная в Имеретинке, волнозащиту которой не удаётся грамотно организовать до сих пор (не говоря уже о качественном эстетическом наполнении пространства), хочется ещё раз вернуться к проекту далёкой мексиканской набережной, чтобы рассказать о нём более подробно.


© Alejandro Cartagena

До перепланировки Малекона, проведённой в рамках реконструкции исторического центра города Пуэрто-Вальярта, пространство, являющееся сердцем порта, представляло собой лишь длинный тротуар вдоль автодороги между городом и основной достопримечательностью — океаном. На протяжении многих лет автомобиль был главным «потребителем» Малекона, создавая опасность и неудобство для пешеходов. Автомобильный барьер пересекал Малекон по всей длине и затруднял доступ к основной цели — большой площади на берегу океана.


© Alejandro Cartagena

Основной задачей, которая была поставлена разработчикам проекта, стало возвращение Малекона его первоначальному «владельцу» — пешеходу. Для достижения этой цели решено было избавиться от машин, допуская лишь проезд спецтранспорта с маленькой скоростью. Освободившуюся территорию заняла пешеходная эспланада, которая устраивалась по всей длине в том же уровне. Сегодня на этой территории «злоумышленник» — автомобиль.

Идея устройства пешеходной эспланады в том же уровне была сопряжена с решением двух важных проблем: организация отвода ливневых стоков не только с поверхности самой набережной, но и улиц, почти перпендикулярно выходящих на неё, и защита набережной от интенсивных волн, создаваемых сильными тропическими штормами и обрушивающихся ежегодно на побережье. Причём решение этих проблем должны быть эффективны как с технической, так и экономической точек зрения.



Первая проблема была решена за счёт перехвата ливневых стоков перпендикулярных улиц перед выходом на набережную Малекона и пропусканием их под ней сразу в океан. Вторую проблему решили заменой старой волноотбойной стены, повреждённой ураганом Кен в 2002 году, на новую железобетонную, спроектированную на основе океанографических расчётов с прогнозом до 100 лет.


© Alejandro Cartagena


© Alejandro Cartagena

Ещё один важный вопрос предстояло решить авторам проекта — 100% доступность пляжа для различных групп населения, в том числе и инвалидов. Для его решения были задумана система пандусов с минимальным уклоном, удачно вписанная к криволинейный контур набережной.


© Alejandro Cartagena

Волнообразный контур набережной был сделан вовсе не случайно, а отражал планировочную структуру городской застройки, поквартально выходящей на набережную. Перспектива каждой перпендикулярной набережной улицы заканчивалась скульптурой морской тематики.


© Alejandro Cartagena


© Alejandro Cartagena

Вдохновением для всех элементов дизайна набережной послужила индейская культура Уичоль (Huichol Indian culture), широко распространённая на севере Мексики и в Наярит Ривьере (Nayarit Riviera). Силуэты космологии уичолей были инкрустированы в бетонное покрытие набережной галечными камнями. Эта техника широко применяется в Пуэрто-Вальярта.


© Alejandro Cartagena


© Alejandro Cartagena


© Alejandro Cartagena

Осознавая, что только тень может сделать приятной прогулку по набережной в любое время суток, авторы проекта уделили большое внимание озеленению территории. Со стороны магазинов были посажены миндальные деревья, которые легко приобрести в Пуэрто-Вальярта. Миндаль легко адаптируется к высоким уровням солености моря, давая при этом большую и нежную тень. С другой стороны эспланады были добавлены пальмы к уже существующим, вокруг которых были устроены ограждения, являющиеся по совместительству и скамейками для пешеходов.


© Alejandro Cartagena


© Alejandro Cartagena


© Alejandro Cartagena

Эта же картина повторяется и по периметру низкой стены, обращённой на пляж, которую предлагается использовать в качестве скамейки, чтобы насладиться горизонтом.


© Alejandro Cartagena

В зоне, свободной от растительности, авторы проекта предложили обустроить открытый амфитеатр, чтобы посетители набережной могли удобно наслаждаться закатами Пуэрто-Вальярты.


© Alejandro Cartagena

На всём протяжении набережной создана и необходимая велоструктура с выделением специальной дорожки, хотя и не так активно как в Имеретинке.


© Alejandro Cartagena


© Alejandro Cartagena

На сегодняшний день, приток местных и иностранных туристов на набережную Малекон увеличился до 215%, а местные жители признали эту территорию безопасным местом для семейного отдыха.


© Alejandro Cartagena


© Alejandro Cartagena

Набережная же в Имеретинке напоминает человека, идущего в правильном направлении, но сделавшего всего пару шагов и застывшего на третьем. Малые архитектурные формы хоть и имеются, зато абсолютно отсутствует композиционо-визуальная связь с Олимпийским парком, а зелёная зона между автодорогой и набережной просто удручает. Ситуацию спасают только необыкновенные сочинские закаты.


© Михаил Бабаков


© Михаил Бабаков


© Михаил Бабаков


© Михаил Бабаков


© Михаил Бабаков


© Михаил Бабаков


© Михаил Бабаков



К сожалению, набережные других районов Сочи находятся ещё в более удручающем состоянии, которое никак не может соответствовать курорту мирового уровня.

«Архитектура Сочи»

по материалам: archdaily.com

4.4/5 - (5 голосов)
Exit mobile version