Site icon Архитектура Сочи

Материальные свидетельства средневековых морских торговых причалов в Сочи

Андрей КИЗИЛОВ,
сотрудник отдела археологии адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ)

За последние годы список вновь выявленных археологических объектов на нашем побережье ощутимо увеличился. Активная работа членов Сочинского РГО привела к фиксации ряда памятников различных исторических эпох — от каменного века до средневековья. Много нового стало известно и по спорным вопросам крепостей времён Кавказской войны. Очевидно, что эти находки являются результатом изысканий, подкреплённых появившимся у нас с годами опытом. На последних международных конференциях члены Сочинского отделения РГО выступают не с обзорно-реферативными докладами, а с результатами новых археологических открытий, которые вызвали интерес и желание сотрудничать у ведущих археологов России.

Одним из интересных моментов хотелось бы отметить тот факт, что новые находки стали частыми не только в труднодоступных горных массивах, но и в черте города и его пригородных посёлках, где всё казалось уже изученным.

Так, в прошлом месяце, мне удалось обнаружить мощный культурный слой на побережье в районе Мацесты. Более 200 метров прибрежного глинистого обрыва открыли нам останки многочисленных пифосов, кувшинов и прочей керамической посуды. Представленный мною доклад на международной конференции «Анфимовские чтения» в Краснодаре вызвал большой диспут на заседании участников. Споры по вопросу датировки керамики дали различные мнения временного происхождения артефактов — от шестого до двенадцатого века. По возвращению в Сочи я вместе с Михаилом Кудиным снова посетил берег в районе впадения реки Мацеста в море. Обильные дожди вымыли много новой керамики и камней кладки древнего сооружения с остатками на них известкового раствора. Посетивший несколькими днями позже это место археолог Дмитрий Эдуардович Василиненко подтвердил мои догадки и проявил солидарность в вопросе о проведении в ближайшем времени на этом участке более основательного исследования и археологических раскопок.

Анализ имеющихся первоисточников, описывающих маршруты торговых и караванных путей через Главный Кавказский хребет с территорий северного склона к Черноморскому побережью, приводит нас к логическому умозаключению о том, что на побережье имелись многочисленные портопункты. В этих конечных пунктах торговых путей товар аккумулировался в преддверии навигации и, соответственно, эти портопункты располагались в местах удобных якорных стоянок и пригодных участках к швартовке маломерного морского транспорта. Имея первое высшее образование, непосредственно связанно с мореходством, я проанализировал нынешнее расположение сочинских портопунктов на побережье и сопоставил их с имеющимися у нас в наличии данными о транспортных артериях средневековья. Неоспоримым фактом с точки зрения навигации является приоритетное расположение основных точек дислокации портопунктов в местах наиболее удобных для мореплавания. Таким образом, большинство имеющихся ныне портопунктов каботажного флота находятся в непосредственной близости от древних якорных стоянок либо совпадают с ними. Второе, к сожалению, привело к полному разрушению первичных портовых сооружений и вероятность возможности их выявления практически близка к нулю. Однако, в первом случае, когда ввиду изменения глубин якорных стоянок, изменения рельефа и геоэкономического берегового фактора, возможность обнаружения останков инфраструктуры сооружений и культурного слоя древних пристаней представляется реальной, поскольку место их размещения перестало быть привлекательным для современного мореходства а, следовательно, и строительства новых сооружений на месте старых.

Так, сохранявшиеся неизвестные сооружения в полосе прибоя на участке Лоо-Хобза, обнаруженные мною в 2006 году оставляли надежду о возможности нахождения в этом районе останков древних пристаней. Однако, строительство железной дороги в прибрежной полосе и недавнее её расширение оставили нам лишь фотофиксацию былых причальных сооружений. В апреле 2014 года при осмотре осыпей прибрежной полосы в районе впадения в море реки Мацеста мне довелось обнаружить очевидные свидетельства прибрежной инфраструктуры средневековой пристани. Тому были предвестием неоднократные находки дайверов в море на траверзе Мацесты старых четырёхлапых якорей, вероятно утерянных турецкими фелюгами. Будучи свидетелем этих находок, я предположил, что пристань, которая использовалась в долгие годы, была, очевидно, смещена к югу от места впадения реки в море. Этому были верным подтверждением и те факты, что в некоторые годы мощные разливы реки Мацеста затапливали хозяйственные постройки советского периода. Очевидно, что этот фактор был основополагающим и в древности.

Каковы же исторические факты, подтверждающие вероятность нахождения средневековой пристани Мацеста в данном районе. Перечитывая воспоминания барона Торнау о его путешествии с северного склона Кавказа на сочинское побережье [Ф.Ф.Торнау, «Воспоминания кавказского офицера» 1999.], мы можем убедиться, что, проходя торными тропами, он и группа проводников вышла к морю после прохождения аула Кбааде (ныне посёлок Красная Поляна) не на адлерское побережье, а именно в районе Мацесты. Безусловно, что конные караванные направления, выработанные тысячелетиями, проходили по оптимальным маршрутам и выходили к местам узловых пересечений торговых транспортных путей — сухопутных и морских.

Анализируя имеющиеся исторические документы, нельзя не отметить, что прибрежные пристани владетелей приморских джигетов располагались в различных местах, но принадлежали при этом одному и тому же племенному союзу. Таким образом, вполне объяснимым становится тот факт, что на различных генуэзских портуланах и старых турецких морских картах многие названия пристаней постоянно имеют некоторые смещения. Совсем недавние топонимы побережья Сочи подтверждают это предположение. Соча-пста, Соча-па и Соча-Бытх (соответственно — центральный Сочи, Сочи – район Светлана и Сочи – район Бытха) принадлежали одному владетелю и более того, по тем же историческим источникам сочинский владетельный князь Али Ахмет Аубла держал свою быстроходную шхуну в бухте около крепости Мамай-кала (ныне место впадения реки Псахе, микрорайон Мамайка) [В.И. Ворошилов, «Топонимы российского черноморья» Сочи-Майкоп 2005. С. 143.]. Опять же, согласно описаниям Ф.Ф. Торнау, в прибрежном ауле возле устья реки Соча-пста, под охраной людей того же князя находились торговые склады турецких купцов [Ф.Ф.Торнау, «Воспоминания кавказского офицера» 1999. С. 233.]. Анализируя имеющуюся информацию, очевидным становится тот факт, что в непосредственной близости от пристаней в течении столетий традиционно имелись как купеческие фактории, так и причальные сооружения. Периодические же военные конфликты местных обществ между собой могли делать некоторые пристани непригодными для безопасной торговли, и, вследствие этого, морские картографы изменяли на карте побережья и расположение точки искомого негоциантами пункта назначения. Портулан отмечал не место проживания того или иного племени, а место якорной стоянки и торговой пристани.

Осмотр обрывистого морского берега в районе впадения реки Мацеста и прилежащей к нему полосы прибоя выявил останки каменной стены сухой кладки и культурного слоя из раскрошившейся обожженной глины, а также десятки фрагментов различных крупногабаритных пифосов с фигурным налепом и свинцовое пряслице.


© А. Кизилов

Следует отметить, что все фрагменты керамики, найденные мною на пляжной полосе, сохранились от различных пифосов. Это очевидно, поскольку и цвет керамики, и орнаментация, и толщина в зоне декоративного налепа у этих фрагментов различны. Из этого можно сделать вывод, что эти фрагменты сохранились не от одного, случайно разбитого сосуда, а от различных пифосов, что подтверждает факт систематического пользования крупногабаритными сосудами на этом маленьком пятачке побережья. На рис. 1. изображены фрагменты с декоративными налепами, фрагмент №1 был найден в полосе прибоя и обкатан морской волной, фрагменты №2,3,4 обнаружены на поверхности глинистого обрыва и не были смыты в зону прибоя, поэтому они прекрасно сохранили свою декоративную поверхность.


© А. Кизилов

Аналоги фрагментов обнаруженной мною керамики описаны в трудах Ю. Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей» [Ю. Н. Воронов «Древности Сочи и его окрестностей» С. 97-98. рис. 53], это соответственно керамика раннесредневековых пифосов с Ачипсинской, Пслухской, Бешенской и Куницинской крепостей. В трудах Д.Э. Василиненко Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) [Д.Э. Василиненко Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) рис. 4.] также имеются очевидные аналоги найденной керамики.

Наличие большого количества обожженной глины, смешанной с береговой галькой позволяет сделать предположение, что производство пифосов могло находиться непосредственно возле пристани. Это представляется вполне логичным, поскольку производство готовых пифосов и последующая их транспортировка по горной местности были бы несколько обременительны с экономической точки зрения. Дальнейшее исследование выявленного памятника, очевидно, даст более объективную и полную информацию о средневековой пристани Мацеста.

«Архитектура Сочи»

источник: opensochi.org

2.9/5 - (29 голосов)
Exit mobile version