До недавнего времени, этот санаторий носил имя французского коммуниста Мориса Тореза, хотя создавался и строился как «Красная Москва». Комплекс, который состоял из четырех исторических зданий рубежа XIX-XX веков и трёх корпусов 1930-х гг. постройки, был принесён в жертву амбициозным планам В. Потанина построить олимпийский университет в курортной зоне.
Сегодня, благодаря книге Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста. Архитектурный очерк» (1950г.), мы можем больше узнать о комплексе санатория «Красная Москва», построенном по проекту архитектора Б.В. Ефимовича.
«Направо от проспекта, на углу улиц имени Орджоникидзе и Советской (ныне пер. Морской — прим. «АС«), находится новый санаторий ВЦСПС «Красная Москва». Война помешала закончить строительство некоторых корпусов и всего ансамбля, но тем не менее в результате реконструкции создан, по существу, новый санаторий (арх. Б. В. Ефимович).
Санаторий, расположенный на краю высокой части берега, среди развитой растительности, имеет собственный пляж. Последний оборудован навесом, кровля которого разделена на полосы, находящиеся в двух уровнях, что обеспечивает одновременно и тень и свободную циркуляцию воздуха.
Когда будет достроена соответствующая левая часть комплекса, санаторий составит симметричную композицию, обращенную к морю и хорошо видимую с него. Санаторий является примером высокоразвитого и технически оснащенного обслуживания больных. В одном спальном корпусе 30 двухместных комнат «люкс» и 15 одноместных. Все номера снабжены горячей и холодной водой. Здание морских ванн на 12 кабин составляет особый корпус. Крытая галерея соединяет спальный корпус со столовой, которая по красоте помещения является гордостью здравницы. Главное достоинство столовой составляют общие пропорции (высота в 10 м, громадные окна, изящные простенки). Содержательная и тщательная отделка еще более усиливает художественные достоинства помещения.
Столовая
При санатории имеется библиотека, физкультурный городок, специальная танцевальная площадка, развитая медицинская часть со всевозможными кабинетами и лабораториями.
Лечебная группа находится в особом корпусе, образующем пропилеи при входе на территорию санатория. С одной стороны расположены все помещения для лечебных процедур и кабинеты (физиотерапевтическое отделение, кабинеты лечебной физкультуры, ванны и т. д.), с другой — группа комнат для приема больных, изолятор, аптека, лаборатория. Изолятор имеет самостоятельный вход.
Электросветолечебное отделение расположено в одном большом зале, по периметру которого находятся кабины. Больные пользуются следующими процедурами: местный д’арсонваль, общий д’арсонваль, солюкс, токи ультравысокой частоты (УВЧ), кварц, торакс (световые ванны), диатермия, гальванизация. Большая кабина выделена для парафиновых процедур.
В спальных корпусах устроены гостиные, холлы и другие помещения общественного назначения.
Лоджии спального корпуса
По своей планировке данный санаторий относится к типу павильонных комплексов: каждая группа помещений, тождественных по функциональному назначению, расположена в отдельном здании. При такой схеме архитектор может, естественно, воспользоваться отличием в формах каждого здания, чтобы максимально разнообразить его архитектуру, и в то же время он должен найти средство объединить самостоятельные части в гармоничное целое. Законченная часть комплекса позволяет судить, как решил задачу автор проекта.
Спальный и столовый корпуса
В архитектуре корпусов и их частей наблюдается значительное различие. Столовая возвышается над цокольным этажом в виде легкого (несмотря на свои размеры) павильона с открытыми галереями и балконами. Средняя часть спального корпуса на высоте второго и третьего этажей охвачена аркадой, за которой находятся индивиуальные балконы комнат; угловые части имеют массивные стены с лоджиями, арочными проемами или небольшими композициями из балконов, портиков и т. д. Архитектурному единству способствуют однородная горизонталь цоколя, сходный прием устройства опор в виде группы колонн и главным образом закрепление границ ансамбля более высокой и массивной угловой частью спального корпуса. Возможно, автор даже несколько преувеличил массивность угла, в результате чего в здании появились черты городского дома более северных областей.
Угол спального корпуса
Сопоставление сохранившихся на участке старых зданий и новых с большой наглядностью показывает, какие радикальные улучшения внесла реконструкция в облик курорта.»
К сожалению, «олимпийская» реконструкция курорта не была столь деликатна, а попросту раздавила исторический центр Сочи высотными зданиями университета.