Вместо того, чтобы создавать единый проект доступности слабовидящих людей для целой улицы, площади, парка, администрация города обязывает предпринимателей устанавливать тактильную плитку (или наносить объемные элементы на уже существующую поверхность) перед своим объектом самостоятельно. Делается это не только разрозненно, но и неправильно. В итоге, вместо облегчения перемещения слабовидящих в городе создаются препятствия и для всех остальных. Тактильной плитки внутри административных зданий пока и вовсе не было замечено.
Приведем примеры, как это делается на улицах Сочи.
Наиболее частая ошибка — расположение тактильной плитки не по всей ширине препятствия.
ул. Воровского
ул. Парковая.
Кондитерская «Бисквит» на Приморской набережной.
Перед пешеходным переходом на ул. Островского. Здесь к тому же применена не та плитка, которую требует ГОСТ
Некоторые торговые комплексы подходят более системно к решению задачи, но то же с ошибками.
ТЦ «Белый лебедь» по ул. Московской. Лестница отмечена не по всех ширине и не понятно зачем делается двойная направляющая движения.
ТЦ «Одиссея» на Платановой аллее. Тактильная поверхность начинается на середине и учтено только одно направление движения.
В наиболее чудовищной форме тактильная плитка была использована при благоустройстве Адлерского кольца.
А между тем, разработаны специальные правила установки тактильной плитки в зависимости от места расположения, которые изложены в ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».
К сожалению, российские производители реализуют только три типа тактильной плитки, вместо четырёх, прописанных в ГОСТе. Размеры тоже у всех производителей разные и чаще всего далеки от стандарта.
Государственный стандарт разделяет требования к тактильным дорожным указателям, применяемым на улице, и к тактильным напольным указателям, используемых в зданиях.
Назначение, размеры, форма рифления и место расположения тактильных дорожных указателей
Назначение
|
Размеры
|
Форма рифления
|
Расположение
|
Внимание, подземный переход | Полоса шириной 500 или 600 мм и длинной, равной ширине перехода, выложенная на тротуаре перед началом перехода | С конусообразными рифами | На расстоянии 800 мм от кромки первой ступени лестницы |
Внимание, наземный переход | Полоса шириной 500 или 600 мм и длинной, равной ширине перехода, выложенная на тротуаре перед началом перехода | С продольными рифами | На расстоянии 800 мм от кромки проезжей части |
Внимание, наземный переход под углом 90 градусов | Две полосы шириной 500 или 600мм и длинной, равной ширине перехода, выложенные на тротуаре с двух сторон перед поворотом на переход | С диагональными рифами | На расстоянии 800мм. от линий, являющихся продолжением кромки перехода |
Внимание, светофор | Квадрат, выложенный вокруг мачты светофора и состоящий из 4-х плит со стороной плитки, равной 500×500 мм | С квадратными рифами | Вокруг мачты светофора в обхват |
Внимание, препятствие | Полоса, выложенная по контуру препятствия, шириной 500 мм | С квадратными рифами | На расстоянии 800 мм от препятствия |
Внимание, поворот налево (направо) | Плита со стороной квадрата, равной 500×500 мм | С рифами, расположенными по диагонали | На месте поворота |
Назначение, размеры, форма рифления и место расположения тактильных напольных указателей
Назначение
|
Размеры
|
Форма рифления
|
Расположение
|
Внимание, крайняя ступенька лестничного марша | Полоса по ширине и длине ступеньки | С конусообразными рифами | На расстоянии 600 мм от кромки крайней ступеньки |
Направляющие дорожки | Полоса шириной не менее 500 мм | С продольными рифами | Вдоль стены на расстоянии не более 1000 мм от стены |
Внимание, препятствие | Полоса, выложенная по контуру препятствия шириной 300 мм | С квадратными рифами | На расстоянии 600 мм от препятствия |
Внимание, поворот налево (направо) | Плита со стороной квадрата, равной 500×500 мм | С рифами, расположенными по диагонали | На месте поворота |
Нагляднее принцип установки виден на примерах, реализованных в Сиднее, столице летних олимпийских игр 2000 года.
Наибольшее внимание слабовидящим уделяется на остановках общественного транспорта и в метро.
Не стоит думать, что тактильная плитка была установлена только в Сиднее к олимпиаде. На сегодняшний день это уже норма при организации общественных пространств.
Пешеходный бульвар в Канберре. Перед пересечением с проезжей частью установлена предупреждающая тактильная плитка
Берег озера в парке Канберры. Вдоль всей кромки воды установлена предупреждающая тактильная плитка
Новый район Мельбурна. Предупреждающей тактильной плиткой обозначаются даже перепады в несколько ступеней
Новый район Мельбурна. Тактильная плитка на остановке трамвая
Организация движения слабовидящих в метро Мельбурна
И ещё несколько примеров обустройства метро Дубая
Как видно из примеров, способы реализации тактильных указателей могут быть различны, однако, везде виден комплексный подход к проблеме.
Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: