Во время XI Международного инвестиционного форума «Сочи-2012», 21 сентября в павильоне №12 прошла панельная дискуссии, тема которой была: «Модели пространственного развития городов: расширение или уплотнение»?
Важнейший вызов современного этапа урбанизации – создание среды, комфортной для жизни все большего числа людей. Решать проблему дефицита площади можно, осваивая новые территории либо оптимизируя использование земли в существующих городских границах. Какие уроки могут извлечь российские города из опыта других стран? Что нужно сделать, чтобы внедрить в России лучшие практики в области градостроительства?
Начал выступление Булат Столяров, генеральный директор IRP Group. Он предложил свое видение с приоритетом уплотнения тканей городов. Сейчас много несделанной работы по интенсификации городской ткани, с постиндустриальным развитием городских центров. Он рассказал о городах отрезанных ржавыми поясами от воды. Булат Столяров считает, что существует несоответствие стратегий и генпланов. Генпланы давно исчерпали себя и все российские города находятся в ситуации коллапсов.
Дэвид Адам, генеральный директор Global Cities предложил комплексный подход.
Был представлен план развития восточного Лондона, в контексте 2012 года, где также был взят курс на уплотнение и показан опыт азиатских городов, в частности Шанхая, в котором помимо уплотнения идет и расширение городской ткани, связанный с развитием городов спутников.
Следующий выступающий Вотер Вос, директор международного направления, Kuiper Companions рассказал, как решается вопрос уплотнения и расширения в России и за рубежом. Было показано большое количество примеров.
Модератором на панельной дискуссии выступил Леонид Казинец, председатель Совета директоров, «Корпорация Баркли».
Он прокомментировал выступления:
«Да, есть разные точки зрения. Если мы будем делать высокие здания, то весь город будет представлен одним небоскребом. Люди будут переходить с этажа на этаж, и не будет ни каких пробок, только лифты в большом количестве. Такие модели есть. Другая модель – это прекрасные малоэтажные комплексы, но при этом в городе дорог будет 40% от общей площади и города при этом будут как Нью-Мехико, протяженностью более 100 км».
Леонид Казинец предложил выступающим ответить на вопросы: « Города должны быть высокими или низкими? Плотность должна быть 500 тыс. кв. м2/га или 50 тыс. м2/га, учитывая, что земля и строительство дорогие, а люди хотят жить комфортно? «Давайте вести обсуждение о рядовом человеке и структуре города в целом. Город сам по себе не является чем-то живым, а это всего лишь совокупность нас, жителей».
А потом, он рассказал о своих вопросах заданных жителям города Сочи:
«Я сегодня разговаривал на улице с жителями Сочи. Ну, как вам ситуация с Олимпиадой? Почти все ругались. Жить невозможно, пробки. Никуда не проехать. Не было ни одного нейтрального ответа. Все были очень критическими. Жители города — это неизбежные жертвы прогресса или как»?
В своем выступлении Юрию Рысину, главному архитектору Краснодарского края предстояло ответить на все вопросы, заданные модератором.
Юрий Владимирович начал так:
«С одной стороны стройки, с другой большие затраты, двадцатилетнее безвременье, когда деньги начали убивать город. Мы пытаемся сейчас в Сочи всё исправить. Все переживаем, тем более территория, где интересно строить. Это все-таки климат, привлекательность большая, с другой стороны, мы потеряли старые правила, не успев создать новые. Когда мы создали их, было уже слегка поздно.
Вот сейчас Олимпийская стройка исправит в городе, прежде всего инфраструктуру. Одних только объездных дорог и всего подобного в Сочи появится к Олимпиаде столько, сколько трудно себе представить. Поэтому шанс, что Сочи будет удобный город для жизни все-таки существует. Особенно, я думаю это территория Адлера. (Имеретинская низменность и дорога на горный кластер)».
Далее в своем выступлении главный архитектор края повел рассказ о преображении Краснодара при подготовке игр в Сочи.
Выступление было прервано модератором:
«Не вежливо. Я понимаю, что Краснодар – это жемчужина, здравница России. Я все-таки попробую получить ответ на несколько простых вопросов. Я думаю, что если бы вы по честному провели в Сочи референдум о территориальном плане, планировании, развязках, до того как вы начали это делать. Вы бы не получили бы поддержки большинства населения.
Главный архитектор Москвы на прошлой неделе сделал заявление о том, что для масштабных проектов общественные слушания не нужны. Есть государственная целесообразность».
Юрий Рысин попытался ответить:
«Я имею практику работы, не только главным архитектором Краснодарского края, но и города Анапы. Так вот проблема найти консенсус — самая большая проблема власти, в том числе и в нашей стране. Не факт, что население нас очень сильно поддержало бы, но это не значит, что мы позволим инженерное состояние в Сочи оставить на том уровне.
Я очень уважаю наших людей. Но есть определенный порог, за который заступать нельзя в советах и консультациях. Мы сделаем Сочи пригодным для жизни — это самое главное.
Когда люди сидят в России без света зимой, они власть поминают, но никто ни вспомнит, что надо было проложить кабель и.т.д. Этот болезненный момент надо пережить».
Леонид Казинец : Если правильно понял ваш ответ, вы за принудительное осчастливливание жителей?
Юрий Рысин: Я думаю, что надо.
Леонид Казинец: А если они не согласны?
На что Юрий Рысин ответил:
«Например, Адлерская ТЭС — это гипер инфраструктурный проект. Если начать обсуждать то точно ТЭС не получила бы согласование. Мы формально собрали все необходимые собрания, провели экологическую экспертизу и уже объект стоит. И у нас не будет проблем в электроэнергии.
Что касается малых объектов, те же высотки, которые являются самым критикуемым в градостроительстве города Сочи( коммерческие объекты в исторической части города) вот с этим надо советоваться».
Последним выступающим был Камерон Ф.Сойер, председатель Совета директоров GVA Sawyer. Его очень эмоциональное выступление было посвящено пригородам.
В XIX веке пригорода не было, так как не было автомобильного транспорта, и люди вынуждены были жить в городах, иначе бы они не добрались на работу. А в Советскую эпоху города развиваются без учета роста автотранспорта, последствия этого – это транспортные пробки сейчас, не предусмотрены достаточные площади для дорог и для машин.
Города Советской эпохи очень сильно отличаются от западных городов. Если западные города имели ядра, потом менее плотный пояс, и ещё менее плотный, то в российских городах, например, в Москве, чем дальше от кремля, тем плотность даже увеличивается.
Далее Камерон Сойер рассказал о особенностях современного уплотнения российских городов.
«В России, — сказал он, — бывают 22-ух этажные жилые дома и через дорогу коровы. Как это может быть? В Советское время не был свободный оборот земли, нельзя было покупать и продавать, не было механизма оценки, не было градации плотности и когда разрешили продавать и покупать, то население стало быстро переделывать вид пользования в ИЖС. И строить, строить, строить».
По словам Камерона Сойера, в России срочно необходимо решать — как будет выглядеть пригород. Необходимо радикально изменить систему градостроительства. Создавать генпланы и их контролировать, чтобы не было стихийной застройки.
Леонид Казинец задает вопрос выступающему:
«Считаете ли вы, что государство имеет право принимать жесткие решения в отношении развития территории?»
Ответ Камерона Сойера:
«Я в принципе не хочу обсуждать политику, я за рыночную экономику, но в этом случае государство должно подходить жестко».
По его словам, девелопперы не в состоянии решить масштабные проекты сами. Они могут нанять и делать отдельные проекты, но на уровне отдельно взятых проектов ничего не получится. Нужна более крупная единица развития. Надо также тщательно изучать американское развитие пригородов и делать все наоборот потому, что там сплошные ошибки. Американцы первыми, из всех народов мира, были автомобилизированы. Основная ошибка — это равномерная плотность и борьба против плотности.
Камерон Ф. Сойер большое внимание уделил пригородным электричкам:
«Для цивилизованного общения необходим транспорт. На деньги, которые были затрачены на строительство тунелей и дорог горного кластера в Сочи государство могло бы сделать обновление всей системы электричек во всем Краснодарском крае. Необходимо создавать скоростные, комфортабельные электрички, с современными вокзалами. И вокруг этих вокзалов люди смогут жить как люди, а не так как живут сейчас и тем более ни как американцы жили в 50-е годы».