В настоящее время известны христианские храмы в Лоо, Агуа, Хосте, Адлере, Веселом, Липниках, Лесном, Голицыне, Монастыре.
Базилика на территории совхоза «Южные культуры» считается самой ранней, однако наиболее интересным и изученным является храм в Лоо, взятый под охрану государства как памятник археологии федерального значения.
Памятник был открыт и впервые описан во второй половине XIX в. и начале ХХ в. Он упоминается в публикациях в связи с описанием окрестностей Сочи. В частности, в путеводителе «Сочи и Красная Поляна с окрестностями», изданном в 1911 г. Сергем Дороватовским, храм описывался так:
«В имении (графа С.Д. Шереметьева — прим. «АС») недалеко от дома находятся развалины древнего византийского храма. Он небольшой и сохранился почти весь, обрушились только своды и верхняя часть стен. Алтарь цел, в стенах сохранились окна.»
Однако, на наиболее ранней из известных ныне фотографий храма — снимке из Коллекции Прокудина-Горского, датированном 1912 годом — конфигурация развалин мало чем отличается от современной.
Первоначальное название «Развалины Генуэзского храма IV в. в имении графа Шереметьева» исправленно позже на «Развалины [византийского храма XI-XIV вв.] в имении графа Шереметьева [Лоо]»
© prokudin-gorsky.org
Краткое описание руин и план храма впервые появились в книге Ю.Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей» в 1979 году. И хотя оно дано было вследствие визуального осмотра, дальнейшее изучение археологического памятника подтвердило основные выводы ученого.
«Исключительно интересен храм в Лоо, расположенный в 2 км от моря на высоте около 200 м. Южная стена памятника разрушена полностью, западная стена и восточная часть также сильно повреждены временем. Лишь северная стена сохраняет еще свою высоту. Наружные размеры храма: ширина 11,2 м, длина до 20 м. Толщина стен до 1,1 м. Храм имел три входа: с севера, запада и юга. Ширина северного дверного проема 1,4 м. Помещение храма освещалось с помощью большого числа узких оконных проемов. В западной стене их было по меньшей мере два, в северной сохранились три окна. Окна были и в алтарных частях- абсидах храма. В северной стене выступают три полустолба-пилястра, которые вместе с аналогичными выступами в южной стене и двумя рядами столбов поддерживали в свое время свод храма. Снаружи центральная абсида была пятигранной.
Стены храма в Лоо сложены прекрасно обработанными известняковыми блоками и плитами песчаника и сланца. Известняком была облицована вся наружная поверхность стен, окна и двери. Эти же блоки составляют связующую основу пилястр, пронизывающих стены насквозь. Раствор отличается примесью очень крупного песка и отборного мелкого гравия, что находит ближайшую аналогию в византийских стенах Анакопии VII в. Этим же или несколько более поздним временем (VIII—IX вв.), вероятно, и следует датировать рассмотренный храм, который относится к группе абхазо-аланских церквей, характеризующих особый западнокавказский путь развития византийского храмового зодчества (Пицунда, Лыхны, Зеленчук и др.).»
Наиболее глубокие археологические изыскания проводила экспедиция Уральского государственного университета под руководством профессора Б.Б. Овчинниковой в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Чертеж экспедиции университета, основанный на тщательном архитектурном обследовании и обмерах, показал, что на чертеже Ю.Н. Воронова храм показан чрезмерно вытянутым.
Основные выводы экспедиции было опубликованы Б.Б. Овчинниковой в статье «Десять лет Лооской археологической экспедиции (1987-1997)»:
«С 1987 по 1991 гг. проводилось изучение памятника церковной архитектуры — храма возле пос. Лоо. Памятник ко времени раскопок представлял собой заброшенные развалины храма, на территории которого и в его округе росли многолетние деревья (возраст их около 100-150 лет.) и мелкий кустарник. Северная стена, покрытая плющом, сохранилась in situ (лат. «в месте нахождения») и в части портала достигла свыше 7,0 м в высоту. Частично просматривались фрагменты западной стены и апсид. Южная стена рухнула, упавшая кладка ее монолитом лежит с внешней стороны храма. Здесь же к востоку от монолита прослеживалась кладка в высоту более 2,0 м, идущая перпендикулярно линии южной стены. Внутри храма, особенно в алтарной части и около западной стены, лежали массивные фрагменты кладки стен и аспид.»
© Евгений Арсюхин, 1988 г.
«Общая длина храма с пилястрами и апсидами — 21,0 м, ширина — 12.25 м, толщина стен — 1,10м. План Лооского храма читается достаточно четко. Это базиликального плана трехнефное, шестистолбное, с тремя апсидами культовое сооружение с выдвинутыми вперед остатками южного и западного притворов. В трех метрах от западной стены при раскопках был зафиксирован фундамент прямоугольного в плане башенного строения. В центре храма симметрично расположены четыре свободно стоящих столба, правда, сохранились лишь основания, составляющие квадрат в плане (3,5х3,5 м) Вероятно, это и есть опора купола. Средняя апсида несколько удлинена. Пол центральной апсиды поднят над уровнем пола центрального нефа на 0,25-0,30 м. Возвышение оформлено в виде бемы. Отрезки стен, разделяющие апсиды, представлены пилястрами. Обмерами установлено, что как внутренние, так и наружные пилястры соответствуют расположению внутренних столбов. Западная часть помещения отделена от основной парой столбов.
Храм освещался узкими (при ширине 0,4 м) оконными проемами с арочным завершением, выполненным из известковых плит и плит ракушечника. При раскопках обнаружены фрагменты зеленовато-голубого оконного стекла. Возможно, им были застеклены окна Лооского храма. При исследовании химического состава стекла научным сотрудником Института истории и материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) В.А. Галибиным был применен спектральный анализ и составлены графики процентного распределения химических элементов во фрагментах оконного стекла. В результате исследований В.А. Галибин определил, что все фрагменты принадлежат к одному химическому типу, но к двум разным партиям одной мастерской. Он отмечает византийское происхождение стекла и указывает, что стекло подобного химического состава появляется не ранее X-XII вв.
С внешней стороны в оформлении стен храма в ряде мест сохранились остатки облицовки, которая имитировала блоки, употребляемые в других памятниках этого круга для сооружения церквей. В период функционирования храма именно эти облицовочные блоки сплошными рядами покрывали внешнюю его поверхность, что придавало сооружению пышность и блеск: с моря он смотрелся белокаменной церковью с красноватого цвета черепичным покрытием. О последнем свидетельствуют массовые скопления обломков керамид и калиптеров, выявленных при раскопках храма. Хотелось бы отметить еще одну особенность в строительстве настоящего храма — расчлененность фасадов южной, северной и западной стен пилястрами, которые, вероятно, переходят в арочные полукружия. Подобная трактовка фасадов не свойственна культовым памятникам Западного Кавказа. Однако она широко распространена в Закавказье в XI-XII вв. С восточной стороны храма находятся три апсиды — пятигранная центральная и полукруглые боковые. Такое сочетание свойственно многочисленным памятникам как в восточных областях Византийской империи, в Крыму, на Кавказе, так и на Руси.»
Реконструкция византийского христианского храма в п. Лоо (г. Сочи). © Лазарев А.Г.
«Следов резного декора на стенах храма не сохранилось. Однако в процессе раскопок было найдено несколько фрагментов с резным орнаментом, причем часть их обнаружена уже в кладке сохранившихся стен существующего здания. Возможно, это свидетельство того, что храму предшествовала находившаяся здесь церковь, материалы которой впоследствии были использованы для строительства дошедшего до нас в развалинах Лооского храма.
В результате изучения памятника удалось вскрыть ряд погребений как на территории самого храма, так и за его пределами с южной стороны. Они относятся к различным периодам функционирования культового комплекса. Большая часть захоронений представлена безынвентарными могилами, в которых покоились погребенные (головой на запад). В некоторых могилах встречен незначительный сопровождающий покойного инвентарь. Если суммировать все вновь полученные данные, то можно считать, что Лооский храм функционировал в X-XIV вв., не ранее. Замечу, что в этот период он неоднократно подвергался перестройкам и достройкам.
В истории Лооского храма просматривается несколько строительных периодов, которые можно подтвердить материалами, полученными в процессе исследований.
Появление в пос. Лоо храма в размерах, сохранившихся по части фундамента, можно отнести к XI-XII вв. Возник он, вероятно, как свидетельство существования на данной территории византийской традиции, но уже с элементами грузинской архитектуры. Однако просчеты зодчих, которые не учли сейсмической неблагонадежности района, построив здание, вероятно, большей высоты, чем позволяли условия, а также недостаточное внимание к рельефу местности повлекли за собой его разрушение. Произошло это, очевидно, в XIII в.
Храм был восстановлен в XIV в. В это время на данной территории расширяется власть монастырей,интенсивно обновляются старые церкви и строятся большие храмы зального типа. Видимо, в это время идет реставрация храма в пос. Лоо. Именно это отреставрированное, а скорее всего — выстроенное заново на месте старого культовое сооружение и сохранилось в развалинах сегодня. Об этом весьма убедительно свидетельствует использование в забутовке при кладке стен нового здания известняковых блоков с резным орнаментом, которые по аналогии датируются X-XII вв. Дополняются сведения и вскрытыми захоронениями конца XIII-XIV в.
Через одно-два столетия в силу разрушения храм в Лоо перестает быть действующим, но и в таком состоянии он вновь привлекает к себе внимание, только уже в ином качестве — как убежище. Об этом убедительно свидетельствуют находки каменных ядер, гильз, металлических предметов XV-XVII вв. Своды обрушились. Окна храма частично закрываются кладкой, превращаясь в бойницы. Со стороны моря так же закрывали и дверные проемы (с запада и юга), оставляя вход лишь с севера. Возможно, в это время за западной стеной храма сооружается сторожевая башня, фундамент которой и был обнаружен раскопками экспедиции. О функционировании храма в Лоо в качестве укрытия-крепости говорит и тот факт, что на картах Причерноморья XIX в. он обозначен как развалины крепости. Таким образом, если вернуться к истории храма в пос. Лоо, то истоки архитектурных влияний следует искать в византийской инженерной мысли, по канонам которой создавалась церковная архитектура на прибрежной полосе Черного моря. Однако при наличии общих черт в композиции храма и его пропорциях следует отметить и локальные отличия. Объясняются они иными условиями строительства и применением местных строительных материалов. Последнее позволяет считать Лооский храм памятником церковной архитектуры, характеризующим культуру автохтонного населения данного региона, исповедующего христианство, в эпоху средневековья.»
Еще до недавнего времени руины храма были такими же, как и 100 лет назад на фотографии С.М. Прокудина-Горского, только очищенными от растительности.
декабрь 2009 г. © sochi-rodnik.ru
Сейчас, наиболее сохранившаяся северная стена храма предохраняется от разрушения металлическими опорами, проход закрыт досками, что несколько ухудшает визуальное восприятие памятника археологии.
Сложно сказать почему Православная церковь предполагает, что храм в Лоо был посвящен Св. вмч. Георгию Победоносцу. Каждый год 6 мая в день памяти св. Георгия после Божественной литургии, как своеобразная связующая нить между веками, к древнему храму от нового храма св. апостола Симона Кананита совершается крестный ход для пения молебна св. Георгию. В этот же день на развалины храма приходят и сторонники армянской христианской церкви.
по материалам: proceedings.usu.ru, sarkel.ru, abaza-duney.ru, simon-kananit.hrest.info, archeologia.narod.ru