Site icon Архитектура Сочи

Концепция комплексного развития Центральной городской набережной Сочи

Концепция комплексного развития Центральной городской набережной Сочи (ул. Приморской)

«Архитектурная мастерская «АР.КО»

Авторский коллектив:
Архитектурно-планировочные решения:

О.Ф. Козинский
О.В. Козинская
Е.А. Экония
Л.В. Гавловская и др.
Ландшафтный дизайн:
Н.А. Левандовская
К.О. Козинский

Концепция реконструкции выполняется по заказу администрации города Сочи по субподрядному договору с ООО «НПЦ «Берегозащита» (Краснодар).

На сегодняшний день потребность жителей и гостей Центрального района курорта Сочи в пляжном отдыхе обеспечивают городские пляжи «Альбатрос», «Русалка», «Ривьера», «Центральный» и «Солнечный». Но с увеличением численности постоянного населения и плотности застройки территорий, существующие городские пляжи уже не могут принять всех желающих. По предварительным подсчетам, существующая емкость общедоступной части пляжей Центрального района почти в 10 раз меньше потребности. Самая острая ситуация сложилась на Центральном пляже, протяженностью в 2.2 км (в том числе закрытых пляжей – 0.7 км), единовременная емкость которого, в существующем состоянии, оценивается в 7 тыс чел., в связи с дефицитом площади рекреационной галечной поверхности (4,44 га).

Усугубило ситуацию и хаотичная застройка Нижней набережной, которая закрыла море и сократила еще больше площадь пляжа. Кроме того, узкая галечная полоса уже утратила волногасящую способность и штормовой размыв угрожает конструктивной устойчивости существующей набережной и объектов на ней.

Разработанная в архитектурной мастерской «АР.КО» концепция комплексного развития территории направлена на коренное изменение существующей ситуации.

В рамках концепции была рассмотрена территория площадью 126,7 га, протяженностью от Южного мола Морпорта до проспекта Пушкина и от уреза воды Черного моря до ул. Орджоникидзе, которая включает в себя важнейшие транспортные и культурные центры, а также зоны отдыха: территории Морвокзала историческое ядро с историческим Приморским бульваром, Приморской набережной и Театральной площадью.

Основные цели реконструкции Центральной набережной, которые пытались достичь авторы концепции:

  1. создание волногасящего пляжа с одновременным увеличением его рекреационной емкости и формированием современной набережной, в соответствии с требованиями к зонам международного гостеприимства.
  2. создание безтранспортной пешеходной зоны исторического центра, с учетом комфортных условий для пешеходного движения и транспортного обслуживания, организация парковок в радиусе пешеходной доступности пляжа.
  3. рациональная архитектурно-планировочная организация среды для отдыха у моря с современной инженерно-транспортной инфраструктурой, системой озеленения при условии оптимальной нагрузки на ландшафт.
  4. достижение архитектурно-ландшафтного единства ансамбля новой набережной и исторической среды Центрального района Сочи, повышение художественно-эстетического уровня ее благоустройства.

В архитектурно-планировочном решении комплекса проектируемой Центральной набережной учтены основные планировочные оси, видовые точки, визуальные коридоры, панорамные раскрытия исторического центра курорта. Линейная архитектура комплекса Центральной набережной вписана в береговую панораму исторического ландшафта.

Территория, в соответствии с характером рельефа, разделена на 3 уровня с выделением этапности реконструкции:

  1. Верхний парк – от ул. Орджоникидзе до верхней набережной, площадью 74,9 га
  2. Парк на склоне – от Верхней набережной до Нижней набережной (ул. Приморской), площадью 17,4 га.
  3. Городской пляж, нижняя Набережная, площадью 15,02 га.

Основные решения по размещению бун приняты с учетом основных планировочных осей, поэтому, в среднем, межбунное расстояние составляет около 500 м:

Длина бун около 165 м, возможно использовать их как дополнительный рекреационный ресурс в зоне акватории для купания. На оголовке буны – рекреационная площадка, таким образом, общая длина набережной может быть увеличена на 800 м и составит 2815 м.

Отметка набережной 5 м. Узел примыкания бун организован как пешеходная площадь, под которой — многофункциональный пляжный павильон.

Функциональное зонирование

Каждый из 5 секторов формируется на вновь создаваемой искусственной территории вдоль новой набережной, выдвинутой в сторону моря, в среднем, на 70-80 м, и имеет свою специализацию, согласно условиям организации зон международного гостеприимства:

Сектор 1. Парадный вход, зона культурно-зрелищных мероприятий и площадки городской активности, протяженность 185 м. Пляжная функция не предусмотрена. Здесь предполагается разместить морской амфитеатр на 2 400 мест, станцию канатной дороги (г. Батарейка – Морвокзал) и как один из вариантов – автомобильная парковка.

Сектор 2. Аквапарк (существующий) и спортивно-оздоровительный центр, протяженность 460 м. С этого сектора начинается пешеходная набережная с видовыми площадками, городской галечный пляж с аэрариями и соляриям. Сохраняются существующие объекта общепита. Помимо этого в этом секторе размещаются: вертолетная площадка на буне (как возможный вариант), лифтоподъемник, фуникулер (г. Батарейка – Центральная набережная), открытый спортивный комплекс, большой амфитеатр на 2000 мест, а также локальные очистные сооружения поверхностного стока со сбросом очищенной воды в морскую акваторию через коллектор в теле буны.

Сектор 3. Зона детского отдыха, протяженность 585 м. Предусмотрено 4 тематических мини-парка, малый амфитеатр на 480 мест, наклонный лифтоподъемник, в пляжной зоне устраивается детский городской пляж с аэрариями и соляриями. Существующие объекты общепита сохраняются.

Сектор 4. Зона тихого отдыха и спокойных форм городской активности, протяженность 385 м. Помимо сохраняемых объектов общепита, предусматривается размещение администрации и охраны, медицинской и спасательной службы, помещений обслуживания и организации детского досуга, лечебно — оздоровительного комплекса, городского пляжа с аэрариями и соляриями. Для организации тихого отдыха предусмотрено устройство водно-ландшафтного комплекса в устье р. Верещагинка с лодочной станцией и демонстрационным мини-комплексом альтернативной энергетики (водяная турбинка) и размещение малых плавсредств на волнорезах. В этом секторе будут размещены еще одни локальные очистные сооружения поверхностного стока со сбросом очищенной воды в устье р.Верещагинка.

Сектор 5. Зона тихого отдыха и физкультурно-оздоровительных занятий, протяженность 585 м. Проектируется размещение спортивно-оздоровительных помещений, открытого спортивного комплекса, администрации и охраны, медицинской и спасательной службы, помещений обслуживания и организации досуга, лечебно — оздоровительного комплекса. Существующие объекты общепита также сохраняются. В этом секторе размещены локальные очистные сооружения поверхностного стока со сбросом очищенной воды в морскую акваторию через коллектор в теле буны.

Причалы морского сообщения предусмотрены во всех секторах, кроме детского.

Архитектура ансамбля решена в самых общих чертах. Характер объемного решения является основой для дальнейшей архитектурно-стилевой разработки. Ансамбль проектируемой территории включает в себя 5 планировочных комплексов по функциональным секторам.

В границы 1 этапа реконструкции включена часть нижней набережной, включающая 1 и 2 сектора, в соответствии с технологией и очередностью проведения гидротехнических работ и строительства берегоукрепительных сооружений пляжного комплекса.

Организация движения транспорта и пешеходов

Концепция содержит предложения по созданию безтранспортной пешеходной зоны с альтернативной трассировкой магистральных улиц в целях преобразования улиц Несебрской — Москвина — Орджоникидзе в улицы местного значения и организации безопасных пересечений пешеходных бульваров, направляющих потоки пешеходов к пляжу с магистральных улиц.

Связи между 2-мя набережными могут осуществляться по трем существующим автомобильным проездам к пляжу от Курортного проспекта через ул. Несебрскую, ул. Орджоникидзе, ул. Черноморскую с организацией небольших автостоянок (в тупиковых отрезках пер. Морского, ул. Соколова, пр. Пушкина, на аванплощади у Морского вокзала, на площади Зимнего театра, у Летнего театра в парке Фрунзе и т.д.)

Концепция предполагает дальнейшую проработку 3-х вариантов входа на Центральную набережную у Морвокзала с точки зрения организации безопасных пересечений пешеходных и транспортных потоков. Предложения пока рассмотрены схематично и требуют дальнейшего сравнения вариантов:

  1. Транспортный уровень магистрального движения остается на существующих отметках, а движение пешеходов осуществляется либо через подземный, либо через надземный пешеходный переход.
  2. Пешеходный уровень остается на существующих отметках. Предусмотрена организация транспортной эстакады магистрального движения с ул. Несебрской на ул. Москвина.
  3. Магистральное движение Несебрская – Москвина ликвидируется. Остается улица местного значения. В этом случае может быть предусмотрено:

Предполагается пять въездов на Набережную: у Морвокзала в районе «Малибу», с улицы Приморской, с Театральной площади; от гостиницы Жемчужина; с ул. Пушкина.

Всего в настоящее время действует 7 поперечных пешеходных связей Курортного проспекта со входами на пляж: у Морвокзала, у Фестивального, у Парк-отель, у гост. «Приморская», «Жемчужина», 3 лестничных схода в Парке им.Фрунзе, на Проспекте Пушкина, и закрытый в настоящее время, лестничный сход, у жилого комплекса «Александрия». Концепция увеличивает количество поперечных связей, В местах выхода к морю основных пешеходных направлений предлагается установка эскалаторов и лифтов для связи верхнего, среднего и нижних уровней набережной.

Велосипедное движение и доступность МГН предусматривается по системе пандусов и парковых дорожек.

Существующая набережная реконструируется в качестве местного проезда. Вдоль нее организуется пешеходная аллея, с перспективой сооружения 2-го яруса над ней.

Изначально в концепции предусматривалось устройство автомобильных парковок внутри новой набережной с заездами по существующим бунам в каждый сектор. Однако экологи выступили категорически — против. Вопрос обеспечения парковок в зоне пешеходной доступности остается открытым в связи с отсутствием резервных территорий для их размещения, Решение может быть найдено при условии организации обслуживания общественным транспортом.

На перспективу предложены виды вертикального транспорта (канатные дороги, фуникулер, лифтоподъемники – вертикальные и наклонные), общественный электротранспорт (КСМ-Аэропорт), обеспечивающий связь пляжа с удаленными жилыми районами, организация местного сообщения (Морвокзал-Курортная поликлиника БФО «Мацеста») вдоль Нижней набережной специальным электротранспортом.

Озеленение

В планировочном решении для 2-х верхних зон сохранено существующее озеленение, предусмотрено укрепление склонов, реконструкция озеленения буферного парка с сохранением ценных деревьев.

В балансе территории новой набережной озеленение занимает 20 %. Для достижения заданных показателей по озеленению проектом предлагается использование технологий «зеленая кровля», устройство садов на верхних уровнях блоков обслуживания, вертикальное озеленение по перголам, трельяжам.

В планировочном решении сохранено существующее озеленение откосов и ценные деревья. Для улучшения микроклиматических условий предлагается озеленение, затеняющее прогулочную набережную. Предлагается создание водно-ландшафтного комплекса в устье р. Верещагинского. К существующим объектам застройки должны предъявляться жесткие требования по соблюдению «Зеленых стандартов», в том числе применение технологий «Зеленых кровель» и использования альтернативных источников энергообеспечения.

Художественное оформление

В рамках концепции использованы предложения Сочинской организации Союза художников России по увековечиванию памяти основателей и почетных граждан города Сочи (скульпт. Звонов В.В. и Бутаев А.), а также установка скульптурных композиций, посвященных теме семьи и детства.

На всей территории новой набережной предусмотрены возможные места для размещения элементов декоративного освещения и ночной подсветки, рекламных установок, декоративных фонтанов и плескательных бассейнов.

Инновационные технологии

Авторы концепции надеются, что новая Приморская набережная станет испытательной площадкой, где будут применены такие инновационные технологии, как:

  1. объекты альтернативной энергетики (гелиоустановки, различные виды фотоэлектрических источников энергии, ветровые электростанций, волновой электрогенератор и т.д.) – могут быть применены в качестве дублирующих источников энергоснабжения, а также в качестве игровых обучающих элементов в детском досуговом комплексе «Наукоград»
  2. различные технологии энергосбережения
  3. Водоподготовки и водоотведения
  4. Очистки поверхностных стоков
  5. Зеленого строительства

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ
1. Площадь территории в границах концептуального проектирования вместе с прилегающими территориями – 126,7 га, в том числе Нижняя набережная, включающая вновь создаваемые территории 19,48 га
2. общая протяженность набережной — 2200 м,
3. ширина новой набережной – 30 м.
4. общая протяженность пляжа — 2015 м,
5. единовременная вместимость пляжа принята по проекту — 11061 чел.

ПО СУЩЕСТВУЮЩИМ ОБЪЕКТАМ НИЖНЕЙ НАБЕРЕЖНОЙ
6. Параметры существующих объектов общепита:

ПО ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ НОВОЙ НИЖНЕЙ НАБЕРЕЖНОЙ (предварительно)
7. Общая площадь помещений в целом 81780м2, в т. ч.:
Объектов обслуживания — 7 715 м2
Дополнительных функций – 59 490 м2
Технических помещений – 13255 м2
8. Площадь открытых пешеходных кровель-террас:
97600 м2 +26 500 м2
9. Автостоянок закрытых по вариантам:
Вариант 1 — 2071 м/м (без стоянок)
Вариант 2 — 1060 м\м
Вариант 3 — 340 м\м.
10. Зрелищные объекты:

«Архитектура Сочи»

5/5 - (2 голоса)
Exit mobile version