Сегодня, 20.05.2010, в администрации города Сочи проведено очередное заседание межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства, на котором были подведены итоги работы комиссии за отчетный период.
Напомним, что межведомственная комиссия по пресечению самовольного строительства была создана в конце июля 2009 года. В ее состав вошли представители администрации города Сочи, правоохранительных органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.
Основными задачами комиссии были определены:
- принятие коллективного решения о необходимости сноса объектов самовольного строительства или возможности их сохранения;
- выявление причин и условий, способствующих самовольному строительству, и выработка конкретных предложений по их устранению.
За отчетный период комиссией было проведено 11 заседаний, рассмотрено 616 объектов, из которых в отношении 155 объектов предъявлены иски в суд о сносе, по 314 принято решение о возможности сохранения, 85 объектов исключено из реестра объектов самовольного строительства в связи с наличием правоустанавливающих документов, в отношении остальных объектов принято решение о необходимости приведения фасадов к единому архитектурному облику или представлению недостающих документов.
В ходе работы комиссией было установлено, что большинство так называемых объектов самовольного строительства — это преимущественно объекты жилого фонда до 3 этажей, либо гаражи, пристройки и иные хозяйственные постройки, которые возведены на правомерных земельных участках, владельцы которых имеют в той или иной степени согласованный пакет документов, необходимый для получения разрешения на строительство, но которые по объективным и субъективным причинам не смогли его получить и приступили к строительству, не дожидаясь получения разрешения. Как правило, в последующем такие граждане попадали в замкнутый круг: с одной стороны, они имели на руках необходимый пакет документов для получения разрешения на строительство, с другой стороны, им не выдавали такого разрешения и всячески тормозили оформление документов, ссылаясь на то, что они самовольные застройщики либо, что имеющиеся у них согласования и разрешительные документы уже устарели, либо, что изменилось законодательство и необходимо собирать новый пакет документов. При этом многие из таких объектов по факту существуют и 5, и 10, и 20 и более лет.
В отношении таких объектов комиссия публично, с участием заинтересованных граждан, визуально исследуя представленный фотоматериал в отношении каждого объекта, рассматривала возможность или невозможность сохранения самовольной постройки и, в зависимости от характера объекта и имеющихся заключений уполномоченных органов, принимала решение о дооформлении документов и выдаче разрешения на строительство в соответствие со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, либо разъясняла порядок регистрации таких объектов в упрощенном порядке по так называемой «дачной амнистии», либо рекомендовала обратиться в суд за признанием права собственности на самовольные объекты.
Как пояснил заместитель главы города Сочи, заместитель председателя межведомственной комиссии Сергей Юрин такой подход позволяет индивидуально подойди к решению проблемы конкретного гражданина, разъяснить ему порядок оформления его прав, значительно снизить социальную напряженность в данном вопросе. При этом, как подчеркнул Сергей Юрин, подобный подход к определению судьбы объекта самовольного строительства поддержан состоявшимся в апреле 2010 года совместном заседании пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов России, которые разъяснили, что суды должны отказывать в удовлетворении исков о сносе и признавать право собственности на те объекты самовольного строительства, в отношении которых граждане предпринимали меры по их легализации.
За отчетный период комиссией также было принято два решения о возможности сохранения в установленном судом порядке многоквартирных жилых домов. При этом данные решения позволили администрации по договоренности с застройщиками решить социально значимые проблемы: по минимальным ценам в одном из домов приобретено 9 квартир для предоставления детям-сиротам, а в другом доме в поселке Головинка новоселами стали 13 ветеранов Великой Отечественной войны.
В тоже время, в отношении значительного числа объектов комиссией приняты решения и направлены иски в суд об их сносе. Это, прежде всего, касается объектов, которые полностью или частично возведены на самовольно занятых земельных участках, по которым имелись жалобы соседей о нарушении их прав, которые возведены с нарушением строительных и градостроительных норм и правил и нарушают требования, предъявляемые к их архитектурному облику.
В ходе работы комиссии было также установлено, что основными причинами возведения новых объектов самовольного строительства в городе Сочи являлись отсутствие правил землепользования и застройки, а также имеющиеся пробелы в законодательстве, которыми успешно пользовались самовольные застройщики.
Так, наибольшее распространение получила практика, когда граждане либо вообще не брали разрешение на строительство, либо получали разрешение на строительство на 2–3 этажный индивидуальный жилой дом, а по факту строили и 5, и 6, и 10 этажей, а затем регистрировали такие объекты в Федеральной регистрационной службе в упрощенном порядке по так называемой «дачной амнистии» либо признавали на них право в суде, пользуясь тем, что в кадастровых паспортах не указывается наличие или отсутствие разрешения на строительство объекта, а для регистрации в упрощенном порядке разрешение на строительство не требуется.
Таким образом, борьба с самовольным строительством превращалась в борьбу с ветряными мельницами: пока дело направлялось в суд, пока оно рассматривалось в суде, самовольный застройщик оперативно завершал его строительство и регистрировал на него право собственности, что само по себе являлось безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска о сносе.
Комиссией был подготовлен запрос в Государственную Думу Российской Федерации с предложениями внести соответствующие изменения в действующие законодательные акты с целью определения, что является индивидуальным жилым домом и что можно строить на садовых участках.
14.04.2010 из комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Российской Федерации в администрацию города Сочи поступили официальные разъяснения, согласно которым под объектом индивидуального жилищного строительства понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
В разъяснениях также указывается, что в соответствии с действующим законодательством не имеется оснований для регистрации прав граждан на объекты недвижимого имущества свыше трех этажей, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства либо под индивидуальное жилищное строительство. В указанных случаях возведенное сооружение признается самовольной постройкой, так как не отвечает целям земельного участка. При этом органы местного самоуправления вправе обжаловать в судебном порядке и признать самовольными и подлежащими сносу объекты свыше трех этажей, если они построены без разрешения на строительство, даже если они были зарегистрированы в упрощенном порядке.
Как пояснил Сергей Юрин, данное разъяснение для руководства в работе было разослано администрацией в органы технической инвентаризации и Федеральную регистрационную службу. Он также призвал граждан при принятии решения о приобретении жилья внимательно изучать, какой статус имеет земельный участок, на котором строится жилой дом, и есть ли у застройщика разрешение на строительство, поскольку теперь администрация города Сочи будет занимать более жесткую позицию в судах в отношении сноса жилых домов свыше трех этажей, которые возведены без получения разрешения на строительство на садоводческих земельных участках или земельных участках для индивидуального жилищного строительства и которые не соответствуют также Правилам землепользования и застройки города Сочи.
На заседании комиссии были также отмечены недостатки в работе отдельных структур, ответственных за подготовку заключений для рассмотрения на комиссии, а также за реализацию принятых комиссией решений. В частности, в ходе работы комиссии неоднократно выявлялись случаи, когда уполномоченные представители районных администраций либо затягивали вынесение рассмотрения вопроса на комиссию, ссылаясь на «нецелесообразность» или отсутствие времени, либо волокитят выполнение уже принятых комиссией решений, немотивированно требуя у граждан дополнительные документы, либо просто возвращают их без рассмотрения спустя значительное время.
«Такие действия или бездействия умаляют в целом работу всей комиссии,— подчеркнул Сергей Юрин. Если чиновник на месте решает, вынести на рассмотрение комиссии вопрос или нет, а также надо или не надо исполнять решение комиссии, то за этим, в первую очередь. усматриваются коррупционные признаки и таким чиновникам не место в администрации. Главам администраций Лазаревского, Центрального и Адлерского районов необходимо провести служебные проверки по каждому из имеющихся фактов. Кроме того, обо всех подобных фактах гражданам надо сообщать секретарю межведомственной комиссии Истоминой Инне, телефон 64-63-29, поскольку порядок в этом вопросе можно навести только в том случае, если сами граждане будут неравнодушны к таким фактам и научатся защищать свои права.»
В целом, несмотря на отдельные недостатки, опыт работы комиссии можно признать положительным. Осталось лишь дождаться от службы судебных приставов реальных сносов в отношении злостных самовольщиков, и тогда порядок в градостроительной сфере города будет постепенно восстановлен.
источник: sochiadm.ru