Пару лет назад мне на глаза попались турецкие мегапроекты — киностудия, круизный порт, канатная дорога, музей, культурный центр, обновлённая набережная — всё это планировалось построить в Анталии. Нет, там не собирались проводить Олимпиаду, просто мэр Мендерес Турель решил поднять статус родного курорта до мирового уровня. Получив поддержку от руководства страны, он приступает в начале приводить в порядок морскую набережную Коньяалты. Сразу видно — человек правильно расставляет приоритеты. Сносит все кафешки, делает пляжи бесплатными, убирает ограждения, затем объявляет открытый конкурс на проект реконструкции набережной. Конечно, ширину пляжей не сравнить с узкой сочинской полосой и всё же проект демонстрирует современный подход к решению транспортных проблем, озеленению, благоустройству.
В декабре 2014 года из 51 проекта был выбран один, созданный группой турецких архитекторов Özer/Ürger и Tugay. Несмотря на экономические проблемы в стране, городская власть находит средства, проводит тендер и приступает к реконструкции в начале 6-ти км побережья Анталии, Коньяалты ( прим.: все работы выполнили за 5,5 месяцев).
Название проекта: Реконструкция городской набережной Коньяалты.
Расположение: Анталия, Турция
Команда архитектурного конкурса: Ахмет Муджип Ургер, Али Озер, Джемчеттин Тугай, Олгу Чалышкан, Седа Геджу, Исмет Гюнгор.
Проектирование: 2014-2017 гг.
Строительство: 2017- в процессе
Площадь проекта: 1.000.000 м2
Крытая площадь: 8.000 м2
15 июня 2018 года была открыта первая часть проекта -Средиземноморский проспект, площадью 100 гектаров.
Главная задача проекта — это уменьшение потока автотранспорта, которое разделило побережье на пляжную и жилую части. Автомобильную дорогу сократили до двух полос, места для парковок перенесли. Благодаря разработанной геометрии дороги и материалу дорожного покрытия, движение транспорта замедлилось и проспект стал практически пешеходным. В 2019 году начнётся строительство линии лёгкого метрополитена.
Архитекторы при проектировании ставили перед собой цель по зелёным коридорам из жилых зон дойти практически до пляжей. Местами это получилось, правда забетонированных покрытий ещё слишком много.
Вдоль всего побережья есть и небольшие буфеты, на расстоянии 150 метров друг от друга, но продукция в них ограниченная.
Благодаря пандусам, а кое-где и лифтам, спроектированным вдоль набережной, сюда приходят инвалиды, пожилые и родители с детьми в колясках. В инфраструктуру добавлены беговые и велосипедные дорожки.
Городская мебель, теневые элементы, точки различных активностей — всё это делает набережную комфортной и популярной у жителей и гостей курорта.
В 2018 году проект был удостоен международной награды в Страсбурге. Экологичность проекта и элементы благоустройства привлекли внимание жюри. Этот проект лишний раз демонстрирует, как может измениться облик набережной если есть уверенный руководитель, который знает что делать, а не ищет кто виноват.