В. Петров,
«Черноморская здравница», 1969 г.
Каждый раз, когда я прохожу по Парковой улице, любуюсь замечательным творением архитекторов и строителей — изящным, лёгким зданием сочинской средней школы № 8. Она построена по индивидуальному проекту архитектора Сочинского филиала института Гипрокоммунствой Н. Миловой в порядке эксперимента. Школа объединяет всё лучшее, чего достигли в тесном содружестве советские зодчие и педагоги.
Главный учебный корпус. Просторные комнаты с огромными, во всю стену, стёклами, витражами, лампами дневного света. Кафедры преподавателя на возвышении, раздвижные, перекидные доски с противовесами… Каждый класс оборудован по-своему.
— Ничего удивительного, — говорит директор школы Виталий Васильевич Курячий. — Ведь это не классы в нашем обычном понимании, а предметные учебные кабинеты.
Таких кабинетов в школе двадцать два — для учащихся пятых-десятых классов. Ребята не занимаются в одном, «своём» классе. А согласно расписанию идут на урок в кабинет физики или химии, биологии или иностранного языка, математики или географии.
Вот, например, лингофонный кабинет. В нём проводятся занятия по иностранному языку. На каждом ученическом месте микрофон и наушники. У стола преподавателя пульт управления. Таким образом, учитель и ученик взаимно связаны между собой — это позволяет преподавателю заниматься с каждым учеником индивидуально. В кабинете биологии всё необходимое для наглядных занятий по всем разделам общей биологии, ботаники, анатомии: микроскоп, препараты, таблицы, муляжи, стенды… Кабинет физики. Здесь к каждому столу подведены электричество и вода. Есть розетки на 12, 127, 220 и 380 вольт. Некоторые кабинеты оборудованы и киноустановками. Уроки химии, физики, биологии, географии, иностранного языка и другие при необходимости сопровождаются демонстрацией предметных учебных фильмов.
Кабинетная система преподавания позволяет, таким образом, значительно обогатить уроки наглядностью, даёт педагогам возможность широко использовать технические средства, проводить урок более содержательно. А в конечном счёте — добиваться глубоких и прочных знаний.
Не менее содержательно проводятся и уроки трудового воспитания. Для этого в школе создана современная учебно-производственная база. Здесь же в главном корпусе есть хорошо оборудованные учебные мастерские. В распоряжении ребят — новые токарные, сверлильные и долбёжные станки, полные комплекты инструментов для обработки металла и дерева.
Занятия в школе проводятся в одну смену. Но помещения не пустуют после полудня. В кабинетах идут факультативные занятия, работают кружки: ребята углубляют знания по любимому предмету. Для детей младшего возраста, родители которых не могут уделить им внимание при выполнении домашних заданий, организованы группы продлённого дня. Они занимаются под руководством воспитателей. Для таких ребят в школе организовано двухразовое, очень недорогое, а то и бесплатное питание. Да и каждый ученик может позавтракать и пообедать в школе: ведь здесь есть кухня и столовая на 280 мест.
В экспериментальной школе созданы условия и для более содержательной и разнообразной воспитательной работы. В чём здесь преимущество перед обычной школой? Второй корпус, соединённый стеклянной галереей с первым, имеет просторный актовый зал с киноустановкой для показа широкоэкранных фильмов — такого нет ни в одной школе не только Сочи, но и края. Мне показали четыре плана, по которым в этом зале регулярно проводятся лекции с демонстрацией фильмов.
Три из них предназначены для учащихся: лекции и беседы по ленинской тематике, по изобразительному искусству и по учебным предметам. Преподаватели З. М. Васильева и Н. В. Бондаренко, например, рассказывали ребятам о Владимире Ильиче Ленине как о вожде Великой Октябрьской революции, создателя первого в мире Советского государства, а после этого демонстрировались фильмы «Ленин в октябре», «Ленин в 1918 году». Учительница Т. С. Рахлеева выступала с лекцией «Творчество Тренева». Потом дети смотрели фильм «Любовь Яровая».
Во втором корпусе есть ещё спортивный зал с раздевалками и душевыми, комнаты для занятий различных кружков.
Специальный план предусматривает лекции для родителей. Недавно учительница Г. П. Афонина, например, рассказывала своим слушателям об авторитете родителей. Такая беседа, закончившаяся фильмом «На вас смотрят дети», принесла родителям немалую пользу.
— При создании нашей экспериментальной школы, — говорит В. В. Курячий, — воплощены в жизнь основные требования современной педагогической науки к условиям, в которых должен протекать учебно-воспитательный процесс. Это дало возможность значительно повысить интерес учащихся к школьным предметам, поднять их успеваемость. Но есть и некоторые упущения. Не были запроектированы и не построены гараж для автомашин, а обучение автоделу сейчас входит в учебную программу. Отсутствуют хозяйственные помещения, без которых никак не обойтись. Опыт работы нашей школы будет всесторонне изучен и использован в организации новых школ как в Сочи, так и в других городах страны.