В конце июня, во время проведения ЧМ по футболу, в Сочи открылся музей футбольного мяча «Эволюция». Экспозиция интересная и уникальная: мячи, кубки картины, макеты стадионов. Услышав о открытии музея футбольного мяча, первая ассоциация — это где-то рядом с футбольным стадионом в Олимпийском парке, нет — в горном кластере, в посёлке Эсто-Садок на улице Защитников Кавказа перед въездом в Горки Город.
Буквально за полтора месяца старый ангар превратили в выставочный центр. Непривлекательный внешний вид исправили художники кoманды StreetSkills — Глеб Каштанов и Ян Кузьмин, нарисовав на фасаде вратаря с футбольным мячом.
Музей футбольного мяча — это первый объект большого выставочного комплекса. На площади 5000 кв.метров к 2021 году появятся: Центр современного искусства «Expromt village», павильон Ассамблеи народов России, павильон Российского военно-исторического общества и «Площадь Веры» с армянским собором, синагогой, христианским храмом и мечетью. Странный набор павильонов, по типу: всё в одну кучу. Такой подход говорит о явном непонимании значения смыслов территории для её культурного наполнения.
Оба комплекса «Горки Города» — мёртворождённые города: улицы и дома, появившиеся по чьей-то прихоти. Но город — это не только физический уровень, но и социальный, и культурный. Причём культурный уровень есть отражение первых двух: ландшафта (как природного, так и рукотворного) и опыта, накопленного социумом. Всё привнесённое извне — чужеродно и в итоге никому не нужно. Явный пример — комплекс «Моя Россия», построенный к олимпийским играм. За 4 годы, прошедшие после олимпиады, в нём так и не появилась своя жизнь.
Мода на создание новых очагов культуры дошла до Сочи, единственно непонятно, если это социально необходимый проект, по какому принципу определялось место?