Site icon Архитектура Сочи

Пешеходный переход: как правильно?

переход

Аркадий Гершман,
gre4ark.livejournal.com, 14.06.2016

Пешеходный переход — вещь относительно новая на городских улицах, массово они стали появляться примерно 100 лет назад. Сделаны они были с одной целью, чтобы машины могли ехать быстрее, и росли их продажи (подробнее об этом). Где-то уже поняли, что сама концепция мест, где людям дозволено переходить улицу, а где нет, проигрышная, так как люди переходили, переходят и будут переходить там, где это удобно им, а не там, где это удобно проектировщику.

Посудите сами, концепции улиц в жилых зонах, где полный приоритет пешеходов и нет зебр, которые есть в большинстве крупных мегаполисах мира; отсутствие наказаний за переход улицы в неположенном месте в Великобритании; переход в любом месте, но без приоритета в Германии и Франции и так далее — всё это явное тому доказательство. Часто ключ к решению проблемы состоит не в тотальном неудобном разделении потоков, а в их совмещении, когда не проектировщик думает за людей, а люди сами за себя. Но да, это не для наших людей, и вообще у нас всё совсем по-другому, поэтому давайте посмотрим, как сделать правильный переход, который будет максимально удобным и безопасным.

Для начала типовые ошибки.

Ошибка номер раз: рисовать зебры по нормативам, это как раз тот случай, когда «чёртовы кегли лезут под колёса, хотя в ста метрах есть переход!»:

Москва

Практика показывает, что у людей преобладает рациональный подход к таким переходам — они не будут бегать туда-сюда, тратя время и силы, и даже заборы тут не помогут:

Красноярск

С другой стороны, люди — не самоубийцы, поэтому, чем шире дорога и сильнее поток машин, тем меньше желания будет перебежать вне перехода. Но этот факт не красит чиновника/проектировщика/гаишника, а просто ухудшает пешеходность города.

Ошибка номер два: подземные и надземные переходы на городских улицах. Нельзя, совсем. Если так хочется развести потоки — пускайте машины под/над землёй.

Красноярск

Ошибка номер три: делать из перехода новогоднюю ёлку. Подсветка знаков, ядовитые рамки, сигнальные огни — это всё деньги на ветер, так как водители должны видеть людей, а не дурацкие знаки:

Самара

То же самое относится и к самим зебрам, к слову:

Сочи

Критиковать каждый может, а ты скажи, как надо!

Есть несколько простых правил, как сделать безопасно и удобно.

Правило номер раз: нерегулируемые переходы могут быть только через 1 или 1+1 полосы движения. Хотя на таких улицах люди всё равно будут перебегать там, где им удобно, поэтому зебры имеет смысл ставить в местах максимальной концентрации потоков, а также там, где пешеходам точно нужен приоритет (типа школы, дет.сады и около того):

Лондон

При этом должна быть подсветка пешеходов:

Берлин
Львов
Рига

Больше двух полос? Обязательно нужен светофор, так как водитель может просто не увидеть человека из-за машины в соседнем ряду.

Москва

И никаких исключений. Не просто так в жилых зонах улицы часто делают в две полосы — чтобы экономить на светофорах. К примеру, на типовых улицах в Израиле светофоры не нужны — они изначально узкие и безопасные:

И открою страшную тайну: если переход со светофором, то не обязательно нужно тратить лишнюю краску и знаки (это всё-таки стоит денег, которых и так нет!), чтобы три раза дать понять, что это переход:

Берлин
Лондон
Киев

Правило номер два: островки безопасности и сужение дороги. В идеале, сужение и островок должны быть на каждом переходе и перекрёстке, так как они искажают прямую линию дороги, заставляя водителей сбавлять скорость, как при повороте, так и при движении прямо. Плюс делают пешехода заметнее:

Москва
Цюрих
Ришон-ле-Цион

Кроме этого, островки позволяют разделить пешеходные фазы светофора, давая возможность сократить время ожидания зелёного:

Прага
Сидней

Это основные правила, но если хочется сделать идеально, то нужно поднимать переходы до уровня тротуара. Это не только сделает переход доступным для маломобильных и застрахует от луж под ногами, но и успокоит трафик. Приём отлично работает на выездах со второстепенных улиц на главную, где водители обязаны сбавлять скорость:

Лондон
Москва
Сидней

Дополнительно можно вымостить переход плиткой, это лишь закрепит эффект:

Берлин

И всё. Можно, конечно, играться, добавляя что-то к этому, но это именно тот костяк, который сделает переход улицы безопасным и удобным. Как видите, сделать это несложно, главное всего лишь подстроится под пользователей-людей, а не пытаться сделать из горожан роботов, которым как скажешь идти — так они и пойдут. Навязывание кабинетного дизайна на пользователей никогда до добра не доводит, а в случае с переходами, такой подход в прямом смысле убивает людей.

«Архитектура Сочи»

5/5 - (2 голоса)
Exit mobile version