Эти правила нацелены на создание основы для обновления и оживления городов Китая с целью создания урбанизированных районов с облегчённой навигацией по ним, со сплоченными общинами, с улучшенным доступом к коммерческим и публичным пространствам, и все это менее ресурсоёмкими способами.
Новые правила разработаны исходя из рекомендаций довольно-таки редкого собрания Центральной Урбанистической Рабочей Конференции, прошедшей в декабре прошлого года — предыдущий раз она созывалась в 1978 году — т.е. самых высоких эшелонов власти в стране. Правила являются, говоря прямо, огромнейшей вехой, которая должная оказать неизгладимое влияние на то, как города Китая будут развиваться в будущем.
В течение последних двух десятилетий Китай переживал беспрецедентный бум урбанизации. Города по всей стране строили сотни совершенно новых пригородов, районов и городских центров, в то время как доля городского населения подскочила с чуть менее 20 процентов в 1978 году до 57% на сегодняшний день.
Головокружительная скорость урбанизации этой эпохи зачастую опережала скрупулёзное планирование, и Китай постепенно стал страной одноразовых, автомобиле-зависимых суперкварталов советского типа. Это привело к одноликому урбанистическому ландшафту по всей стране — «тысяча городов с одним и тем же лицом», как это часто называют. С точки зрения окружающей среды, эти интенсивно использующие землю и массированно потребляющие воду, автомобилезависимые новые районы роста урбанизации были ужасающими. В добавок к этому, свыше миллиона деревень, мириады исторических мест, древние достопримечательности и районы традиционного стиля застройки были снесены в погоне за землей для этих новостроек.
Но с какого-то времени среди некоторых городских планировщиков, архитекторов и правительственных чиновников росло осознание того, что подход Китая к урбанизации был далек от идеального — и социально, и экономически, и экологически — и что страна должна строить свои города по-другому. Именно с этой целью центральное правительство и утвердило новый набор руководящих основ городского развития, направленных на применение принципов устойчивого городского развития ко всем городам в Китае.
«Эти новые правила — революция в городском проектировании, — говорит Питер Колторп (Peter Calthorpe), директор Calthorpe Associates, архитектурной фирмы, работающей над улучшением городской застройки Китая. — Они отказались от деструктивной Китайской модели супер-кварталов, закрытых кварталов и общин и гигантских улиц, которые долгое время размывали благоустроенность их городов. [Власти] тестировали эти новые идеи на протяжении нескольких лет, но теперь они распространяют их в беспрецедентном масштабе.»
Эти новые руководства предлагают множество направлений (или стратегий) городского дизайна, которые успешно применялись во многих городах по всему миру, таких как Нью-Йорк, Лондон и Копенгаген. Конкретнее, эти рекомендации фокусируются на следующий семи направлениях:
1. Более плотная уличная сеть
В основе этих принципов урбанизации лежит перекройка компоновки улиц городской застройки для улучшения транспортной сети, улучшения пешеходной доступности, создания пространства для большего количества выходящих на улицу магазинов, а также разнообразие и насыщение социальной структуры городских мини-сообществ. Этот процесс будет частично осуществляется путем разбивки супер-кварталов узкими улицами с односторонним движением, а также открытием для всех и постепенным отказом от закрытых кварталов и общин.
Последний из этих шагов вызвал много споров в Китае.
«Касательно текущей дискуссии по закрытым кварталам, я действительно считаю, что этот вопрос не должен просто сводится к разрушению заборов, о чем так много говорят в последнее время, — говорит Вэнь Чжао (Wen Zhao), ассоциированный партнер в ZGF, дизайнерской фирме, которая экспериментирует с открытыми кварталами в Китае с 2006 года. — Я предпочитаю смотреть на это как новое направление в городском дизайне с акцентом на том, как создать новый тип открытых кварталов, которые отвечают местным образу жизни и культуре.»
2. Установление границ роста городов.
За последние два десятка лет, города Китая поглотили огромные участки сельской местности по мере своего роста до во много раз большего их предыдущего размера. В разгар бума урбанизации свыше 2000 квадратных километров сельскохозяйственных земель реквизировалось ежегодно под новое городское строительство.
Огромные размеры и масштаб многих этих проектов расширения городов почти немыслимы: Шанхай увеличил свою площадь в 7 раз за 15 лет, Дэнту (Dantu), новый район в Чжэньцзян, — 748 квадратных километров (примерно размером с Большой Лондон). Ченгонг (Chenggong) в Куньмин — 461 кв. километров; Новый Район Биньхая в Тяньцзинь — 2270 кв. километров; и один из новых районов Чанчжоу, в провинции Цзясу, размером с Лос-Анжелес (США) и в скором времени он поглотит ещё один, размером более, чем Лондон (Великобритания).
Даже несмотря на большое население, такое ускоренное расширение делает многие китайские города менее плотными, чем они могли, а некоторые считают, должны, быть. В соответствии с директивами новых правил, будут установлены границы роста городов. Тем самым будут сохраняться земли для сельского хозяйства и будет стимулироваться более устойчивое, менее ресурсоёмкое, компактное развитие.
3. Расширение строительства объектов смешанного использования.
Новые руководящие принципы урбанизации стимулируют строительство объектов смешанного использования, и рекомендуют, чтобы все жители получили улучшенный доступ к широкому кругу общественных и коммерческих удобств — школам, супермаркетам, пенсионным центрам, больницам, паркам и культурным центрам — в пределах района своего проживания. Делается особый акцент на зелёном пространстве: руководства просто постановляют, что все жители города должны иметь доступ к общественным паркам, садам и другим открытым площадкам.
«Для создания здоровой среды обитания, мы должны активно создать новые правила зонирования, — говорит Вэнь Чжао (Wen Zhao). — Существующий функциональный подход к зонированию, например, спортивная зона, медицинская зона и т.д., во многих городах не является лучшим решением для повышения качества проживания в городе или общине. Я считаю, что концепция смешанного использования является лучшим решением».
Одна статья от пользователя с ником «Pretending to be New York» («прикидывающийся быть Нью-Йорком») на популярном в Китае ресурсе WeChat сравнивает города Нью-Йорк (США) и Пекин (Китай):
«Удобство Манхэттена трудно себе представить, не побывав там лично. В двух минутах от моей квартиры я могу добраться до метро, Старбакс 1, супермаркетов, кинотеатров, магазина канцтоваров, тренажерного зала, мебельного магазина, книжного магазина, библиотеки — всего, что вам может понадобиться, — написал пользователь. — Это мега-город также удобен, как небольшой город в Китае. Когда вы сравните Манхэттен с Пекином, где может занять 10 минут, чтобы пересечь дорогу, потому что вам нужно подняться на пешеходный мост или спуститься под землю, Манхэттен действительно кажется подобным небу, и это действительно город, построенный для людей.»
4. Увеличение распространенности общественного транспорта
Новые правила также подчёркивают необходимость сочетания разнообразных вариантов общественного транспорта, включая трамвай, автобус и метро.
Хотя Китай уже имеет относительно эффективную систему автобусного сообщения, и работает над постройкой к 2020 году более 7000 километров новых линий метро в городах по всей стране, новые руководящие принципы призывают к дальнейшему улучшению этих сетей, чтобы обеспечить каждому в пределах городского центра 500 метровую доступность остановок общественного транспорта.
5. Сохранение истории и характера города
Такие беды Китая, как множество городов, выглядящих практически одинаково, и массовое уничтожение исторических районов, не остались незамеченным. Для спасения того, что осталось от архитектурного наследия страны — и поощрения большего разнообразия в стилях зданий — эти руководства включают целый раздел о выпестовании того, что они называют «характером города».
На практике это означает сохранение исторической архитектуры, модернизации старых зданий в ретро-стиле их эпохи, оживлении старых городских районов, и активизация «культурной преемственности», восстанавливая длинные и уникальные истории каждого города.
6. Улучшение строительных методов и качества городской архитектуры
Часто утверждается, что в среднем ожидаемое время жизни современного здания в Китае составляет от 25 до 30 лет — намного меньше 74 лет для зданий в США и 132 лет — в Великобритании. Существует множество причин к этому: плохой дизайн, недостаток ухода, а также использование низкокачественных строительных материалов.
Поэтому это есть очередная проблема, которую новые правила попытаются исправить. Они также предписывают более эффективные и экологически безопасные строительные технологии; строительные отходы и загрязнение окружающей среды будут снижены, временные рамки строительства будет сокращены, и в течение 10 лет, 30 процентов всех строящихся зданий будут возводиться из предварительно изготовленных блоков.
7. Улучшение энергоэффективности и качества окружающей среды в городах
В последнее десятилетие Катай экспериментировал с менее экологически пагубными формами урбанизации, с различным успехом.
Эти новые правила установили новую высоту для зелёного городского планирования и зелёного строительства постановив, что государственные здания должны иметь энерго-сберегающее освещение и использовать другие технологии, уменьшающие выброс парниковых газов; что новые здания должны иметь счетчики отопления; что водо-сберегающий проект «город-губка» должен быть расширен; что уголки натуральной природы в городах должны быть возрождены; и что качество воздуха и воды восстановлено.
Согласно новым требованиям, к 2020 году все города уровня префектуры и выше должны очищать 100% сточных вод, а города, испытывающие недостаток водных ресурсов, должны повторно использовать 20% потребляемой воды. Руководства также намечают что к 2020 году уровень переработки отходов в стране должен превысить 35 процентов.
В целом, эти правила нацелены на исправление ошибок, проявленных во время недавней китайской эры ускоренной урбанизации и задать более экологически, социально и экономически обоснованный курс городского развития в будущем.
Развитие Китая больше не будет вращаться вокруг «прибыле-ориентированного мышления строительства заново как можно быстрее». Вместо этого оно будет сосредоточено на улучшении и оживлении того, что уже есть. Это свернёт города страны с их пути антиутопии в сторону социально-динамичных, ориентированных на сообщества, здоровых, удобных и устойчивых мест проживания и работы.
Интересно, сколько ещё лет должно потребоваться российским властям различных уровней, чтобы прийти к подобному осознанию? Или, хотя бы, перестать ставить частные бизнес-интересы выше общественного блага.
- Starbucks, — популярная сеть кафе ↩