Site icon Архитектура Сочи

Торговый центр как общественное пространство: извлекаем уроки

Аркадий Гершман,
gre4ark.livejournal.com

Долгое время в российских городах не было качественных общественных зон, а в некоторых нет и сейчас. Зато практически в каждом крупном городе есть торговый центр, который часто заменяет собой эти самые общественные пространства. И эти центры притягивают горожан — людям нравятся быть в торговых центрах, проводить там время, даже если им ничего не надо купить. В чём секрет, как несколько этажей магазинов приманивают людей, и как сделать то же самое для площадей и улиц?

Часто чиновники не понимают, что многолюдные улицы — залог успешного развития города, зато это хорошо понимают девелоперы и торговцы, для которых люди=деньги, и которые строят торговые комплексы так, чтобы горожане проводили там как можно больше свободного времени и даже целые выходные. Это достигается определёнными механизмами:

В них есть что делать

Ключевой момент любого торгового центра — там есть чем заняться. Даже если вы не собираетесь покупать что-то, в торговом центре наверняка будут другие активности: кинотеатр, боулинг или что-то ещё. Многофункциональность — залог успешности, который как магнит тянет разных людей.

Общепит

Невозможно создать успешное место для широкого круга людей без еды. Такая простая и естественная потребность, но многие её недооценивают, а зря. Это немного коррелирует с прошлым пунктом, но этот момент слишком важен, поэтому пусть будет отдельно.

Удобно и интересно

Проходы в торговых центрах широкие, ровные и доступные для всех, плюс выложены качественными материалами, а не асфальтом. Здесь сухо и светло. К тому же регулярно встречаются скамейки, на которых можно передохнуть. Но ходить не просто удобно, но ещё и интересно: сплошная стена витрин приковывает взгляды своими деталями, и вы не замечаете, как долго идёте.

Безопасно


По статистике, в многолюдных местах происходит больше преступлений, чем в малолюдных. Но если в первом случае это чаще мелкие преступления типа кражи, то во втором случае речь идёт об убийствах, нападениях и так далее. Но человек — социальное животное, в нас интуитивно заложено, что безопасно там, где больше людей. Поэтому для большинства многолюдный центр всегда будет безопаснее малолюдных окраин. А где безопасно — там и комфортнее. Поэтому нас и манит в торговые центры, ведь там всегда есть люди.

С другой стороны, в торговых центрах по проходам не ездят машины, это тоже подсознательно успокаивает и создаёт ощущение безопасности. Поэтому по торговым центрам спокойно бегают дети, а родители не беспокоятся.

Ну и что?

Я это к тому, что создать хорошее общественное пространство не так уж и сложно, нужно соблюдать определённые принципы, которых, как вы сами видите, не так уж и много. И это неправильно, когда полгорода ездит на выходных отдохнуть в торговые центры — город должен создавать точно такие же условия, чтобы люди пользовались городом. В противном случае улицы будут вымирать, а вместе с ними и социальные связи с частным бизнесом. Кроме этого, в случае с ТЦ выгода идёт одному человеку/компании, а если люди будут проводить время на улицах, парках и площадях, то деньги будут идти городу и возвращаться обратно горожанам в виде улучшения качества жизни.

«Архитектура Сочи»

[tp_search_shortcodes id=2 origin=»» destination=»»]

5/5 - (2 голоса)
Exit mobile version