Дэвид Нестин (David Neustein)
ArchitectureAU, 2.07.2015
За волнистым фасадом с необычными деталями скрывается гудящий улей лабораторного корпуса, созданного Durbach Block Jaggers совместно с BVN.
Невозможно писать о новом Корпусе Естественных Наук и Медицины Технологического Университета Сиднея (UTS) в отдельности. Спроектированный мастерскими Durbach Block Jaggers (DBJ) и BVN, он является одним из четырёх новых зданий университета и частью более общей программы реконструкции кампуса в 1 млрд. австралийских долларов. Корпус Естественных Наук и Медицины не является ни самым броским, ни самым известным из них. Одетый в «кольчугу», нависающий над Бродвеем Корпус Факультета Инжениринга и Информационных Технологий (Faculty of Engineering and IT), спроектированный бюро Denton Corker Marshall, без сомнений самый заметный из новых корпусов.
А самый известный, несомненно, Корпус Доктора Чау Чак Уинга (Dr Chau Chak Wing Building) — новая Школа Бизнеса — спроектированный всемирно известным архитектором Фрэнком Гери (Frank Gehry).
Однажды, когда я стоял и глазел на массово раскрученное «первое в истории австралийское здание» от Гери, его зеркальные окна, мерцающие в лучах восходящего солнца, на меня наконец снизошло: все эти новые корпуса на самом деле вариации на одну тему. Корпус Доктора Чау Чак Уинга имеет общую черту с Факультетом Инжениринга и Информационных Технологий, Корпусом Естественных Наук и Медицины, и на самом деле даже с Централом UTS, ещё не построенным представителем квадрумвирата. Хотя эти здания предназначены для различных аудиторий, были введены в эксплуатацию используя различные подрядные методы, являются гордостью различных архитекторов и используются по разным назначениям, все четыре являются афишей университета UTS. Будь то сложенные из металла, кирпича, волокнистого бетона или стекла, все эти новые здания имеют криволинейные, подобно спадающим занавесям, фасады. Их вольные и свободные коробки разительно отличаются от рациональных стандартных сооружений других сиднейских организаций. Все вместе они афишируют новое поколение образовательных зданий, имеющих открытую, свободно изменяемую и коллабаративную планировку, компьютерные залы и комнаты для занятий, соответствующие обучению XXI-го века.
Есть, конечно, довольно очевидные различия между зданиями. Вмещающий Факультет Естественных Наук и Высшую Медицинскую школу, корпус от DBJ и BVN был построен на участке примерно вдвое меньшем по площади, чем Безнес Школа от Гери. Он занимает более ограниченный участок, нежели те, с которыми и Гери и Denton Corker Marshall имели дело — длинную, узкую полосу, примыкающую непосредственно к Лужайке Выпускников (Alumni Green), драгоценному новому внутреннему дворику UTS. Эбби Гевин (Abbie Galvin), ведущий специалист BVN, прошедшая путь от руководителя разработки генплана кампуса 2008 года до сотрудничества с DBJ в проекте корпуса Естественных Наук и Медицины, описывает участок здания как «очень сложный». Во время разработки генплана, когда был подготовлен план этажа здания, он был передан на факультет Инжениринга и Информационных Технологий. Здесь была применена косая конфигурация крыши и подобрана высота здания таким образом, чтобы даже зимой солнечный свет мог попадать на Лужайку Выпускников внизу. При наличии соединения со стоящим рядом зданием Факультета Естественных наук, остаточная общая площадь состояла в основном из проходов, с весьма узким пространством отводящимся для классов по обе стороны. Тогда как Гери и Denton Corker Marshall имели в своем распоряжении свободу в расположении классных комнат и рабочих пространств, корпус Естественных наук и медицины имеет гораздо более требовательные условия, включающие сложные сети технического обеспечения, строгие пропорции для лабораторий и заданное взаимное расположение лабораторий, письменных столов и офисов. Впрочем, «оно было очень узким для классического лабораторного корпуса по учебнику», — говорит директор DBJ Камила Блок (Camilla Block). Нужно было что-то делать.
Победивший проект DBJ, поддержанный BVN, пересматривал генплан. Бросая вызов конусообразной коробке, выбранной для здания, они предложили взамен этажный план одновременно выпирающий и вдавливающийся. Идея в этой стратегии была блестящей: волнообразный фасад пропускал бы столько же солнечного света к Лужайке Выпускников, только большими клочками, а не узкой полосой. Расширяя и варьируя планы этажей, команда проектировщиков смогла уйти от гнетущего прямолинейного коридора, создавая преднамеренные смещения, изгибы, углубления и полости.
Богатый набор как искусственного, так и естественного освещения, дополняет вариации плана этажа. Есть окна наружу, окна во внутрь, окна в полости, настенные и потолочные светильники. Скульптурообразные, похожие на «пушки», световые люки излучают солнечный свет, тогда как светящиеся зеленые стаканы свешиваются с потолка аудитории.
Архитекторы отошли от требований ещё по одной уважительной причине. Генплан требовал создания колоннады вдоль всей длины со стороны Лужайки Выпускников, однако уже после окончания конкурса, огромные подземные пространства были добавлены к заданию. Наиболее крупное из них — 52-х метровое в длину помещение, укомплектованное 26-ю лабораторными столами и похоже бесчисленным числом компьютерных мониторов. UTS утверждает, что эта «супер лаборатория» — крупнейшая образовательная лаборатория в Южном полушарии. В руках какой другой фирмы, подземные пространства были бы тёмными и безрадостными, но DNJ и BVN гениально перепрофилировали колоннаду в собиратель солнечного света, направляюший свет в 10-метровое по высоте полость. Выложенный белыми светоотражающими мозаичными плитками и доступный по огромным лестничным пролетам, подвал излучает спокойное величие, напоминающее Лиссабонские станции метро Алвару Сиза Виейра.
Ровно как невозможно писать о корпусе Естественных Наук и Медицины в отдельности, было бы легко дать совершенно другое его описание. Как и во всех проектах от DBJ, здесь на каждом шагу встречаются восхитительные, необычные и немного странные детали: от входных дверей, расписанных вручную в часть Ле Корбуазье (Le Corbusier), до обзорной беседки в форме облака на верхней террасе, как будто выпрыгнувшей из каталога работ Кадзуо Сэдзима (Kazuyo Sejima). Более заметна, однако, сдержанная схема интерьера, в которой контрастируют выполненные на заказ элементы с хорошо продуманными рабочими и лабораторными пространствами.
«Ты учишься мыслить стратегически о том, на что тратить деньги и усилия», — говорит Блок, сравнивая это действие с подбором «хора и солиста».
Заметно, что деньги и усилия были менее стратегически использованы при создании других новых корпусов UTS. В случае Гери, больше денег означало меньшую необходимость в усилиях поиска приемлемого решения, со AU$180 млн. бюджета, Бизнесс Школа нежится в окутывающих внутренних открытых пространствах. С другой стороны, довольно трудно видеть где именно деньги и усилия были вложены в Факультет Инжениринга и Информационных Технологий, с его алюминиевой сеткой, пристегнутой к неказистому прямолинейному интерьеру. Ни экстравагантный, ни дешевый, корпус Естественных Наук и Медицины является динамичным балансом свободы и ограничений, его игривый фасад раскрепощает по-другому унылый линейный лабораторный корпус.
Архитекторы: Durbach Block Jaggers Architects, BVN Architecture
Источник: ArchitectureAU