Темой ХХХV Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, проходившего в конце июня в Воронеже, стало качество среды жизнедеятельности в российских городах. Уровень комфорта — жилья, общественного транспорта, транспортной и пешеходной доступности мест приложения труда и отдыха, общественных пространств, экологической безопасности, — который сегодня предлагают своим жителям российские города, напрямую зависит от градостроительной деятельности.
С докладом «Градостроительная политика сегодня» перед участниками Совета: представителями государственной власти, руководителями органов архитектуры, практикующими архитекторам и представителями бизнеса — выступил президент Союза архитекторов России Андрей Боков. В докладе затронуты три важные темы: статус профессии, отношения главных архитекторов и местных организаций союза и формирование эффективной градостроительной политики.
Воронеж, 25–27 июня 2014 года
О СТАТУСЕ ПРОФЕССИИ И АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ
Основной задачей Союза архитекторов и профессионального сообщества остается формирование эффективного, современного статуса профессии. Речь в первую очередь об изменении действующего законодательства и введении института профессиональной аттестации физических лиц, что наконец должно поставить нас в один ряд с зарубежными коллегами. В противном случае через несколько лет страна попросту лишится квалифицированных специалистов, так как вузы начали выпускать «неполных» профессионалов — бакалавров и магистров, а те, кто считает себя архитектором лишь на основании дипломов прежнего образца, испытывают очевидный дискомфорт.
Союзом архитекторов подготовлен соответствующий проект поправок в закон «Об архитектурной деятельности», и он прошёл экспертизу Института сравнительной юриспруденции и передаётся заинтересованным сторонам. В процессе прохождения и принятия этого документа многое будет зависеть от Минстроя и позиции А.В. Кузьмина, возглавляющего сегодня и наш Совет (Совет главных архитекторов. — Прим. ред.), и РААСН, и НИЦ.
На основе 44-ФЗ «О контрактной системе» мы подготовили проекты подзаконных актов, которые определяют порядок проведения архитектурных конкурсов. Это положение о конкурсах, которое может и должно быть принято как минимум на региональном уровне. Мы надеемся, что Воронежская область станет одной из первых в России, где удастся упорядочить эту практику, вывести архитектурное проектирование из-под пресса групповых и сиюминутных интересов.
О ГЛАВНОМ АРХИТЕКТОРЕ И МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА
Не могу не коснуться одной болезненной темы — взаимоотношений главных архитекторов муниципальных образований и местных организаций союза. Мы представляем, как надо выходить из конфликтных ситуаций, что надо делать, и эти меры на последнем пленуме правления союза четко определили. Главным инструментом и условием примирения и сотрудничества должен стать стандарт деятельности главного архитектора или иной подобный документ, к созданию которых призывает президент страны. Этот документ в числе прочего должен являться неким компасом и руководством для правильного строительства отношений между архитектором, занимающим административное положение, и профессиональным сообществом. Союз обязан принять самое деятельное участие в его разработке совместно с профильным министерством. Ответственность за нормальные отношения внутри профессии лежит и на вице-президентах союза по федеральным округам, которые должны помочь своим коллегам выстраивать продуктивный диалог с мэром и с губернатором, убеждая все стороны в необходимости и значимости экспертных мнений и оценок, в том числе и несовпадающих. Советы при главном архитекторе, при мэре, при руководстве региона являются нормой профессиональной культуры, вне которой наша практика становится крайне неэффективной. Именно советы обеспечивают минимальный и необходимый уровень общественного контроля, открытости принятия решений.
О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
Однако самым важным итогом согласия является не просто диалог сторон, но его результат, называемый «градостроительной политикой» или «стратегией». Нет у нас в Градкодексе этого понятия, нет такого документа, но без понимания, того, что мы делаем, каковы наши цели и задачи, какими инструментами должны пользоваться, действовать крайне сложно. Эти представления у нас практически не эволюционировали на протяжении последних 50 лет и по-прежнему отражают полное доминирование интересов строительного комплекса. И если профессионалы вместе с властью и обществом не сумеют сформировать основы новой и эффективной градостроительной политики, значит, пустота эта будет заполняться чем угодно и кем угодно: знахарями и экстрасенсами, псевдоучеными от архитектуры, мусором из Интернета и рассказами о магических и универсальных лекарствах вроде квартала, то есть всем тем, из чего нормальную практику не выстроить. Эффективная политика должна быть сформулирована очень простыми словами, опираться на ясные принципы, понятные и обществу, и власти, и бизнесу.
Уровнем, на котором сосредоточены основные проблемы и решения, является территориальное планирование. Не хотелось бы говорить о качестве этих документов, о неподготовленности или отсутствии методик и кадров, важнее другое — круг вопросов, на которые терпланирование должно отвечать. И едва ли не главный из них касается участков и территорий, на которых можно строить, условий этой работы. Формирование первичного рынка земли — единственный путь к увеличению показателя обеспеченности наших граждан жильем, например, с 15 до 25 кв. метров. Это значит, что к 2 млрд кв. метров жилья, которыми сейчас располагает страна, необходимо прибавить почти столько же. А для этого нужен организованный первичный рынок земли. Прямым следствием освоения новых территорий становится тема единиц, из которых формируются города. Микрорайон, район, жилая группа, «блоки», «сектора» и т.д. — всё, что так волновало градостроителей в ХХ веке, всё это нами забыто. Правильное, умное «районирование» является одним из основных условий формирования комфортной среды. Создание относительно самодостаточных, содержащих в том числе места приложения труда городских единиц — проверенное средство решения проблем. Если мы перестанем создавать основания для перемещения, 70% поездок будут необязательны. Маятниковые поездки на большие расстояния, вахтовые методы работы в столицах и больших городах — это нонсенс, который необходимо преодолеть.
Сокращение числа перемещений не исключает последовательного развития транспортной инфраструктуры, формирование каркаса скоростных внеуличных магистралей, рельсового транспорта, обеспечивающих внутриагломерационные и межгородские связи. Новые тенденции на рынке труда, природа малого и среднего бизнеса подсказывают и предсказывают новую локализацию рабочих мест. Работа рядом с домом или на дому, модель «нового» ремесленника или фермера могут соперничать по привлекательности лишь с высокооплачиваемой и уникальной работой в центре города, в индустриальных зонах и технопарках.
Нам необходимо пересмотреть политику в сфере инженерного обеспечения, постепенно переходя к автономным и ресурсосберегающим технологиям вместо гигантских заводов по производству тепла и электроэнергии. Не менее радикально сегодня преображается и сфера обслуживания, социальная инфраструктура города, компоненты которой движутся в двух направлениях: ближе к центрам и ближе к потребителю. Идет активное насыщение этой сферы учреждениями малого и среднего бизнеса, и одновременно растет потребность в восстановлении института яслей, строительства домов для престарелых, инвалидов и т.д. и т.п., создание которых невозможно без участия государства.
Нас не может не тревожить утрата единства, целостности города. Запрет строительства в исторической части города, в том числе инфраструктурного, парадоксально сочетается с отсутствием эффективной регламентации, понятных принципов и основ физического планирования остальных территорий. Не меньшее значение, чем генеральный план, приобретают правила землепользования и застройки, охватывающие всё городское пространство, содержащие ясные и объяснимые ограничения для архитектора и застройщика. А рождаются такие правила крайне медленно и неохотно.
Нам необходимы действенные шаги по гуманизации среды, нужен каркас непрерывных пешеходных пространств, крытых и закрытых, объединяющих остановки общественного транспорта и общедоступные первые этажи. Нам надо избавляться от бесконечных шлагбаумов и заборов, появившихся на пути горожанина в последние годы. Необходимо тщательно восстанавливать, выстраивать утраченную культуру землепользования и землевладения, в том числе ценой умного и точного межевания, не оставляющего в городе пустот, разрывов и противоречий.
Реальностью наших дней становится субурбанизация, а индивидуальный жилой дом с участком — естественная антитеза квартире в панельной многоэтажке. Расширение типологии жилья, создание новых типов жилья для молодых и пожилых, для инвалидов и неимущих, арендное жилье и социальный наём жилья — очевидные, но пока не использованные способы сделать жилье доступным и комфортным.
Таковы, на мой взгляд, признаки новой нарождающейся градполитики, формирование, кристаллизация которой невозможны без нашего с вами участия, без наших совместных усилий.
источник: uar.ru