Site icon Архитектура Сочи

В. Воронков: «…наступление на сезонность»

В. Воронков.
Председатель исполкома
Сочинского горсовета.
По материалам статьи «Когда отдыхать в Сочи»
«Черноморская здравница» от 2 ноября 1972 года.

Природа наградила Сочи, кажется всем, чем можно. С севера город защищён отрогами Большого Кавказского хребта, с юга омывается Чёрным морем. Даже в середине зимы много тепла и солнца. Купальный сезон длится с мая по ноябрь, а любители плавают в море круглый год. Без отпусков и выходных работает всемогущий «доктор»-климат. Не нуждается в рекомендации вода мацестинских источников.

В девятой пятилетке на развитие городского и санаторно-курортного хозяйства ассигнуется 480 миллионов рублей. Будут построены новые крупные оздоровительные комплексы, водолечебницы, гостиницы, турбазы, купальные бассейны.

Сейчас в Сочи — 230 курортно-оздоровительных учреждений. В течение года здесь лечится и отдыхает два с половиной миллиона человек, из них 800 тысяч — по путёвкам. К услугам приезжающих 550 столовых и кафе, ресторанов и закусочных. За стол одновременно могут сесть 76 тысяч человек. Есть у нас цирк, концертный зал, 4 летних и один зимний театр, работают 150 клубов, 200 киноустановок. Скоро на берегу моря появится новый концертно-театральный зал на три тысячи мест.

Город связан транспортом со всей страной. Только аэропорт принимает  и отправляет в год около двух миллионов пассажиров. Проектируется новый современный аэровокзал. На автомобилях города — более тысячи комфортабельных автобусов, 1.300 легковых такси. Вдоль побережья курсируют теплоходы, катера.

В санаториях, пансионатах, пионерских лагерях, курортных поликлиниках и водолечебницах трудится 25 тысяч врачей и медицинских работников. Постоянно совершенствуются методы лечения, внедряется в практику всё передовое. Большую работу ведёт Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии, располагающий крупной клинико-диагностической базой.

Все сочинские здравницы, пансионаты и дома отдыха работают круглый год. Но люди, едущие без путёвок, направляются в город-курорт, лишь в летнее время. В декабре, январе, феврале, да и в марте, апреле у нас лечится и отдыхает по 13-15 тысяч человек. А в июне — 250 тысяч, в июле -почти полмиллиона. Мы прилагаем немало усилий, чтобы справиться с таким наплывом отдыхающих.

Когда кончается летний сезон, наблюдаешь такую картину. На прикол становится более 200 легковых такси, закрываются отделения связи, палатки, ларьки. Приходится вешать замки на 130 столовых, кафе и ресторанов. Зимой в действующих ресторанах полупустые залы. Безлюдно в магазинах и кинотеатрах. Объём товарооборота сокращается в три — четыре раза. Пустуют железнодорожные вокзалы и морской порт.

Сезонность сильно сказывается на стабильности кадров шофёров, продавцов, работников общественного питания. Зимой уходят сотни людей, а весной с большим трудом их набирают. Мы вынуждены приглашать из других городов не только шоферов, но и поваров, официантов, продавцов, расходуя на это сотни тысяч рублей. Сезонность бьёт и по экономике курорта. Происходит это лишь потому, что прочно сложилось превратное представление — в Сочи, мол, надо отправляться лишь в разгар лета.

Учёные сочинского Института курортологии и физиотерапии настойчиво доказывают, что многим больным лечение в субтропиках противопоказано. Для них куда более подходят зимние месяцы. Своё веское слово по этому поводу должны сказать Министерство СССР, Центральный институт курортологии.

Не совсем правильно поставлена реклама в пропаганде курорта. Вспомним фильмы, которые созданы в Сочи, или хотя бы открытки с видами курорта — везде и всюду летние пейзажи, пляжи, полные загорающих. А ведь влияние рекламы существенно. Приведу любопытную деталь. Минувшей зимой в Сочи впервые проводились футбольные встречи ведущих команд. Мы попросили комментаторов, ведущих репортаж по радио, сказать несколько слов о зимних парках, залитых солнцем, набережных, скверах, где цветут розы, и резонанс получился ощутимый: приток отдыхающих увеличился. Несомненно, пропаганду курорта Сочи надо строить, учитывая его достоинства и в зимнее время.

В городе уже много делается, чтобы курорт функционировал круглогодично. Осенью, зимой и весной гостиницы превращаются в своеобразные филиалы санаториев. Стоимость проживания в них снижается. Становятся базами отдыха многие пионерские лагеря. Сейчас принимаются меры к тому, чтобы и туристские базы зимой заполнялись. По нашим подсчётам, только за счёт этого резерва можно дополнительно принять  45 тысяч человек.

Чтобы побывать в музеях и картинных галереях, многие в свой отпуск едут в Москву, Ленинград, Киев и другие культурные центры страны. А ведь такую возможность можно бы предоставить и в Сочи. Да ещё в сочетании с отдыхом на берегу моря. Нужно только, чтобы Министерство культуры СССР не обходило вниманием город-курорт. В Сочи имеются прекрасные условия для проведения различных фестивалей, международных встреч, спортивных состязаний, для гастролей ведущих мастеров советской сцены, выставок произведений из фонда картинных галерей. Почему бы не возобновить у нас международный фестиваль молодёжной песни, который приковывал к себе всеобщее внимание? И проводить его не обязательно в разгар летнего сезона, а осенью или зимой?

Можно минимум на полмиллиона увеличить курсовок. Наше квартирно-посредническое бюро в состоянии предоставить жильё, оно взялось бы принимать заявки даже по телефону, телеграфу, почте. Думается, следовало бы снизить стоимость проезда к нам в зимнее время. Государство при этом не понесёт убытков. Потому что транспорт станет работать на полную мощность. Мы, например, снизили расценки на зимний период за проживание в гостинице на 20 процентов и не только не проиграли, а выиграли — стало больше отдыхающих.

Подобные меры не помешали бы и предприятиям общественного питания — столовым, ресторанам. Министерство торговли РСФСР должно наладить круглогодовую продажу курортных товаров. Больше следует закладывать на зиму овощей и фруктов.

Депутаты горсовета выступили инициаторами развития гидроминералогической и бальнеологической баз на долевых началах. Большую помощь оказал бы нам ВЦСПС, объединив усилия многих организаций и выступив единым заказчиком. В последнее время найдены термальные воды на Мамайке, в Кудепсте и Пластунке. Если построить ванное здание на Мамайке, в три раза сократится путь, который сейчас проделывают отдыхающие в санаториях, расположенных в центре города. Межсанаторные бассейны, климатолечебницы с палатами у моря тоже совершенно необходимы для полноценного зимнего отдыха.

Район Красной Поляны, где много солнца и снега, откуда открывается прекрасный вид на море, — замечательное место для создания туристско-спортивного центра. Здесь могли бы отдыхать за сезон 85 тысяч человек. Вот где бы проявить инициативу Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Всесоюзному совету по туризму!

Серьёзную программу наступления на сезонность разрабатывают партийные, советские, хозяйственные организации города. Запланировано строительство 13 купальных бассейнов и увеличение мощности водолечебниц. Особое внимание обращено на использование термальных источников и минеральных вод. Лучше будут работать предприятия общественного питания, городской транспорт, связь. Гостиничный фонд в ближайшем будущем увеличится до 10 тысяч мест.

Сочи — курорт уникальный. Ещё лучше использовать его климат, целебные источники, чудесные здравницы, большой гостиничный и жилой фонд — задача, решение которой позволит новым тысячам и тысячам советских людей укрепить здесь своё здоровье.

«Архитектура Сочи»

 

4.3/5 - (3 голоса)
Exit mobile version