Site icon Архитектура Сочи

Градостроительный совет 12 апреля 2012 года: Гостиничный комплекс на территории «Кавказской Ривьеры»

Одним из проектов, которые были рассмотрены на Градостроительном совете при главе города, который прошел 12 апреля 2012 года, был «Гостиничный комплекс на 250 номеров на территории санатория «Кавказская Ривьера» по адресу: Курортный проезд №2″, включенный в «олимпийскую» программу.

Представлял проект архитектор Чурилов Сергей Алексеевич («Артектон»).

Это было уже второе рассмотрение этого проекта Градсоветом при главе города. Сергей Алексеевич поблагодарил своих сочинских коллег за предыдущие советы и замечание, которые оказались правильными и верными. И архитекторы, и заказчик решили не создавать новый объем в стиле модерн, который характерен для «исторических» зданий комплекса, так как больший по размерам, он начинает подавлять остальные сооружение, в том числе и главный корпус.


Генплан комплекса

Новое здание представляет собой полностью остекленный с зеркальным эффектом каркас. Это позволит максимально облегчить здание, в котором будут отражаться «историческая» застройка окружающая среда: море, зелень, небо. Только в уровне стилобата прослеживается связь с остальными зданиями и сооружениями комплекса, а также воссоздается лестничная башенка.


Развертка с береговой линии


Развертка с Курортного проспекта

На прошлом рассмотрении было высказано пожелание каскадом увести здание на второй план. Было рассмотрено несколько решений, в том числе и решение каскадом всего объема гостиницы.

Но от этого варианта архитекторы отказались, так как разбивая основной объем теряется целостность зеркальных отражений и нужный эффект не достигается. Тогда был найден компромиссный вариант: основной объем гостиницы задвигается вглубь территории на 18 м и остается без изменений, а террасами спускается к морю цокольные этажи, в которых располагаются ресторан и бассейн.

Более рациональное использование пятна проектирования позволило архитекторам разместить в новом объеме не 250 номеров, как требует «Олимпстрой», а 312, что с одобрением было встречено заказчиком. Увеличен также и паркинг, который может использоваться и горожанами, приезжающими в парк «Ривьера» или на пляж.


План -3 этажа


План -2 этажа


План -1 этажа


План 1 этажа


План 2 этажа


План типового этажа


План 9 (VIP) этажа

Леонид Звуков напомнил о предложении устройства парковой зоны на пляже, который в этом месте имеет 80 м ширины. Только 30 м пляжной полосы способно самоочищаться и этого вполне достаточно, на оставшейся части сочинские архитекторы предлагают устроить парк. Сергей Чурилов подтвердил, что в планах это есть, однако пляжная полоса будет разрабатываться на последующих этапах проектирования с учетом предыдущих наработок.

Экспертом Градостроительного совета по этому проекту выступал Александр Тарасов.

Александр Борисович отметил такие недостатки генплана, как «сильная зажатость» нового здания, что породило неудобные для пешеходом подходы, а также отсутствие гостевой стоянки. По разверткам эксперт предложил решить верх здания уступами, подобно «исторической» застройки, в тоже время стилобатную часть сделать соразмерной человеку и отказаться от классического ордена в оформлении, так это против традиций русского модерна, в котором решены остальные здания комплекса.

Основное недовольство членов Градсовета вызвали показатели по генплану: на 2,4 га всей территории комплекса планируется 800 номеров, таким образом вместо положенных для санаториев 65 кв.м/чел в «Кавказкой Ривьере» будет только 35 кв.м/чел — это показатель коммунальной гостиницы для командировочных, то есть нельзя говорить о создании комфортной среды, тем более уровня 5 звезд. Представитель заказчика указал на то, что за счет пляжа территория составит 3,5 га, поэтому коэффициент будет выше. Однако этот пляж муниципальный и поэтому не все члены Градостроительного совета согласны с таким выходом из положения.


Ольга Викторовна Козинская, член Союза архитекторов России, председатель Общественного градостроительного совета Сочи:

«Безнадежно и бессмысленно говорить об одном и том же много раз, что не влезает проект в территорию, не учитывается историческая среда, да еще и городской пляж отходит к застройщику, чтобы хоть как-то обосновать аппетиты застройщика. Все высказанные ранее замечания остались, только уменьшена этажность, а во всем остальном лучше не стало.»

Лариса Карловна Шавернева-Васильева высказалась более жестко, назвав проект «жадным» и подчеркнула, что такого быть не должно. Поддержал коллегу и Юрий Иванович Куриченко:

«Совершенно аморальная архитектура, которую заказал аморальный и асоциальный человек. Мне жаль, что архитекторы также аморально претворяют это в жизнь…»

Олег Вадимович Шевейко призвал сочинских архитекторов быть не столь категоричными и напомнил о предыдущих вариантах, которые были абсолютно неприемлемы, потому это это был «просто тихий ужас».

Попытался смягчить ситуацию и Федор Иванович Афуксениди:

«Хоть я и сторонник исторических стилей, но здесь меня архитектор убедил, что тут может быть стеклянный фасад для растворения в среде. Не уверен, что нужна «шляпа» (более детальное завершение здания — прим. «АС»). Пятно да, кажется великоватым, но в целом архитектура очень даже уместна.»


Выступивший следом Ованес Мнацеканович Задикян напомнил коллегам в какое время мы сейчас живем:

«Если мы что-то решаем, то мы сначала должны определить границы допустимого в будущем проекте. Программное задание, если оно принято и утверждено, должно являться основанием для проектирования. Архитектор не может сократить программное задание. Надо понимать в конце концов, что жадный не архитектор. Он не может быть жадным, жадный заказчик. Но мне бы не хотелось сейчас обсуждать эту проблему. Мы говорим сейчас насколько удовлетворена проектная задача, как хорошо сработал архитектор или не смог сработать. Мы видели попытки этого архитектора сделать архитектуру продолжением того исторического стиля, который был в этой застройке. Конечно же хотелось бы восстановить комплекс в той первозданности, в котором он был, но это не реально, мы все это понимаем. И возникает конфликт между тем, что нужно строить, нужно иметь площади, нужно иметь объемы и при этом восстанавливать. Потому как, если нет этих инвестиций, нет восстановления и говорить не о чем. В данном случае проектная задача сводилась к тому, чтобы найти компромисс и залечить те болячки, которые возникают при внедрении большого объема. Что делать? Повторить исторических характер, как все мы хотели вначале? Рядом с маленьким сундучком, который создавался в своем масштабе, поставить большой сундук — это только уничтожает тот исторический памятник. Архитектору была поставлена задача сделать объем и в тоже время не задавить. Он эту задачу, на мой взгляд, решил. Можно говорить о каких-то вкусовых деталях, но мне кажется, что сочетание террасирования, которое в характере приморского объекта, и немного немасштабного стилобата уместно. Стояла задача утяжелить низ и растворить насколько возможно верх. С этой задачей архитектор справился. Я воспринимаю эти картинки как нереальный рендер, потому что на самом деле глаз не будет прочитывать массы этого стеклянного образования. Будет игра отражений, будут возникать сложные визуальные ассоциации, но все они будут на фоне меняющегося неба. Каким будет небо, таким будет само здание. Можно работать дальше: достаточно вкусно, достаточно южно.»


Не смог остаться в стороне от обсуждения вносимых изменений в столь знаковое для сочинцев место и заслуженные архитектор России Юрий Владимирович Львов:

«Что хочет добиться заказчик? Наверно, хочет добиться большого комфорта? Номера будут огромные… А ведь территория — это тоже комфорт. Номера громадные, а выйти некуда. Про архитектуру. Мне кажется, что курортная архитектура на берегу моря в парке должна быть гуманной. По-моему, здесь ничего гуманного особо и не видно. Суховатое здание, оно в большом городе подошло бы в качестве банка или заводоуправления, но чтобы это здание было образом курорта… я не вижу здесь курортного образа. Меня восхищает такое вот сочетание нового здания с такими вкраплениями старой архитектуры и в этом направлении надо работать и думать дальше над фасадами этого здания. Если бы по фасаду здания были вкомпанованы исторические фрагменты-«маски», было бы здорово. Мне кажется, автору надо смягчить образ, сделать его более человечным, более курортным. Если бы удалось снизить на этаж или на два — слава богу было бы, потому что это здание будет торчать с разных видовых точек и нужно это просмотреть заранее.»


Леонид Константинович Звуков отметил положительные моменты, которые появились с предыдущего рассмотрения проекта, в том числе и террасность, хотя по его мнению линию выноса террас можно было бы смягчить выдвижением еще одного этажа, а самый верхний наоборот задвинуть немного вглубь. Также он отметил, что «ордер тут лишний, классики тут никогда не было и в стилобате нужно приближаться к существующей архитектуре.»

Представитель ГК «Олимпстрой» согласился с сочинскими архитекторами, что с уменьшением здание будет более лаконично вписано в участок и призвал авторов проекта вернуться к 250 номерам, как того требует программа, а «не заниматься отжиманием территории».

Вера Михайловна Смирнова попросила сделать боковой фасад еще интересней, так как вдоль него проходят местные жители и гости курорта, спускаясь на Ривьерский пляж. А Георгий Борисович Серебряков предложил уменьшить количество номеров не за счет снижения этажности, а за счет изменения пятна застройки, таким образом получится справится с проблемными местами генплана, высказанными экспертом этого проекта.

Многие члены Градостроительного совета высказали пожелание рассмотреть на очередном заседание новый вариант проекта гостиничного комплекса, который бы учитывал высказанные новые замечания. Но сроки поджимают, ведь строительство должно уже начаться 15 мая, чтобы успеть к февралю 2014 года. Поэтому с надеждой на то, что они будут услышаны, члены Градостроительного совета большинством голосов проголосовали за принятие этого проекта «для дальнейшей разработки с учетом всех замечаний».

В этот день Градостроительный совет также уже во второй раз предварительно рассмотрел «Эскиз корректировки «Проекта планировки центральной части г. Сочи» для выработки основных коллегиальных решений по дальнейшему проектированию. Но это тема для отдельной публикации.

«Архитектура Сочи»

Rate this post
Exit mobile version