Site icon Архитектура Сочи

Концепция благоустройства и озеленения трассы Дублера Курортного проспекта

Ирина Квезерели-Копадзе,
эколог, канд.тех.наук, член-корр. Экологической Академии

Концепция благоустройства и озеленения трассы «Дублер Курортного проспекта»,
в пределах полосы отвода, разработанная по заказу ФГУ «Черноморье»

Проблема
Учитывая прошлый и современный опыт, есть опасение, что, по завершению строительства в полосе отвода останутся деградировавшие территории с вырубленным зеленым массивом и социально опасными зонами.

Цели проекта
Экологическая стратегия Сочи 2014 предусматривает «реабилитацию жилых районов после транспортного строительства». Но, учитывая масштабы строительства, протяженность трасс и площади отвода земель, речь должна идти о создание нового постиндустриального пространства курорта. Благоустройство и озеленение подэстакадного пространства, припортальных и надпортальных участков должно стать нормой для курортного города.

Характеристика объекта
Дублер Курортного проспекта по проекту имеет протяженность 16,5 км, 9 тоннелей, 11 эстакад и 8 транспортных развязок. Протяженность эстакад шириной до 30 метров около шести километров. Что составляет 180 тыс. кв. метров подэстакадного пространства. В некоторых местах под эстакадой пройдет двух полосная дорога, где-то останутся дома и городские постройки, но большими пятнами будут разбросаны неосвоенные территории. Неминуемо станет вопрос безопасности пространства под сооружением. Мировой градостроительный опыт показывает, что безопасность пространства — в хорошей его организации, многолюдности, просматриваемости и хорошей освещенности территории, а не в ограниченности доступа. Организация многофункциональности этого пространства (скверов, газонов, паркуровских трасс, этнографических музеев, современных инстоляций) улучит качество жизни горожан и гостей курорта, поддержит курортную привлекательность.

Для гармоничного развития района одновременно и в едином стиле должны быть благоустроены прилегающие территории.

Направления деятельности
При проектировании необходимо учитывать следующее:

  1. С особой тщательностью должна быть выполнена организация пространства в густонаселенных районах, где вырубка зеленого массива нанесла физический и моральный ущерб проживающим рядом людям.
  2. При проектировании подэстакадного пространства в первую очередь должна быть изучена инсоляция территории и только после этого выделены участки под озеленение. В противном случае затраченные средства на озеленение не принесут результата.
  3. На озеленяемых участках подэстакадного пространства должны быть предусмотрены оросительные сети.
  4. Все подэстакадное пространство должно быть освещено.
  5. Крупные подпорные стены перед жилыми домами должны быть вертикально озеленены, либо декоративно оформлены монументалистами.
  6. При проектировании тротуаров и газонов должен быть сохранен стиль города (газон вдоль полотна дороги и прямой тротуар).
  7. На всем подэстакадном пространстве не должно быть неконтролируемых зон! Такой риск присутствует на улице Чайковского – по обе стороны нижней трассы за подпорными стенами в пределах съездов с эстакады. Длина каждой подпорной стены 150 метров, высота – до 5 метров. На этих территориях(2 х150м х 6м) может быть проложена паркуровская трасса с тренировочными конструкциями, создания которой так долго ждут активисты молодежного движения. Трасса позволит не только сделать эту часть города более оживленной, но и привлечь туда здоровую спортивную и правильно ориентированную часть молодежи. Все внешнее подэстакадное пространство вдоль откоса железной дороги может быть выделено под площадку для выгула и тренировки собак, так же отсутствующую в этом районе города.
  8. Вдоль трассы не должно быть глухих стен! Так вдоль территории хлебозавода после пересечения улицы Гагарина глухая стена ограды должна быть заменена решетчатыми конструкциями, пропускающими солнечные лучи и обеспечивающими просматриваемость территории. В противном случае там возникнет еще одна неконтролируемая не озелененная зона.
  9. В озеленении подэстакадного пространства предполагается использовать растения, требующие низкого уровня инсоляции. В основном, это будут газоны с группами деревьев и кустарников у опор эстакад для обеспечения проветриваемости пространства.
  10. По проекту предполагается установка шумозащитных экранов на уровне земли под эстакадой на улице Чайковского. Что, очевидно, резко ухудшит инсоляцию, просматриваемость и проветриваемость территории, и будет способствовать увеличению концентрации вредных веществ. Передвигаться как пешком, так и в машине с опущенными стеклами станет некомфортно. Наличие экранов только на эстакаде вдоль всей скоростной трассы необходимо и достаточно для решения проблемы шума.
  11. Совершенно новыми для густонаселенных районов города будут порталы тоннелей. Надпортальные территории должны сохранять целостность городского ландшафта. Так надпортальный участок в районе улицы Тоннельной должен быть спроектирован как логическое продолжение мемориального парка, оформлен в виде зеленого холма с организованным регулированием поверхностных вод к зеленым насаждениям. Аналогичный подход должен быть и на остальных тоннелях.

  12. Пример вертикального озеленения портала тоннеля.

  13. Проект должен учитывать долгосрочную перспективу развития города. Наличие скоростной автострады со съездами и транспортными развязками и возможность попасть в центр города за несколько минут предполагают бурное жилищное строительство в районе улицы Фабрициуса и Транспортной, что сделает необходимым создание в этих районах общественных территорий. Общественные парки под транспортными развязками и эстакадами должны быть заложены уже сегодня.
  14. Желательно, чтобы земли под развязками и эстакадами не передавались в федеральную собственность, а оставались муниципальными для дальнейшего управления.
  15. Распознав привлекательность многофункционального освоения подэстакадного пространства и прилегающих территорий, а главное, просчитав сроки окупаемости, городские и федеральные власти должны разрешить замену условий зонирования прилегающих территорий.
  16. Администрация города должна осуществлять проект благоустройства прилегающих к трассе территорий одновременно с аналогичными мероприятиями в зоне отвода. На средства компенсационных выплат должно быть проведено оздоровление и реконструкция зеленых насаждений «для приведения их в соответствие с законодательными требованиями по содержанию в городах Российской Федерации».
  17. Необходима постоянная консолидированная работа Заказчика, Генподрядчика и Администрации города Сочи на всех участках трассы

Ресурсы проекта
В проекте заложены средства на благоустройство и озеленение в рамках отвода под строительство. Город получил компенсационные выплаты от ДСД «Черноморье» для рекреационных целей.

Человеческие ресурсы представлены достаточным числом специалистов в области ландшафтного дизайна, дендрологии, архитектуры, инженеров–строителей.

Проект благоустройства подэстакадного пространства, припортальных и надпортальных участков и прилегающих территорий должен быть выполнен на стадии рабочего проектирования.

Риски

  1. Качество строительства. Существует опасность, что в период строительства грунт будет сильно уплотнен, залит бетоном, цементным раствором, горючими маслами и замусорен до такого состояния, что производить посадки растений станет чрезвычайно дорогим и необеспеченным сметой.
  2. Претензии на собственность земли со стороны федеральной службы дорог, железной дороги и муниципалитета. Различие интересов. Невозможность консенсуса.

Обоснование полезности проекта

  1. Улучшение качества городской среды.
  2. Использование территорий для нужд города.
  3. Повышение курортной привлекательности города.
  4. Повышение девелоперской стоимости жилья и земли на прилегающей территории.
  5. Реализация совместного проекта ДСД «Черноморье» и Администрации города даст неоценимый опыт, и будет способствовать установлению долгосрочных партнерских отношений с важным заказчиком.

Примеры освоения подэстакадных пространств в других странах:

«Архитектура Сочи»

5/5 - (1 голос)
Exit mobile version