Site icon Архитектура Сочи

Дресс-код для эстакад

Ирина Мастицкая,
Институт городской среды

Ни один нормальный человек не пойдет на работу в дорогом костюме и старых домашних тапочках!

Но именно такая ассоциация возникает при взгляде на новейшие транспортные развязки и эстакады в Сочи, уже год как сданные в эксплуатацию. Современный динамичный дизайн верхнего яруса с эффектной подсветкой, а внизу опоры, попирающие убитый ландшафт. Грязь, горы мусора вкруг болот, немного бетона, много бродячих собак.

В городе под эстакадами всегда возникают небезопасные и неконтролируемые зоны!


Эстакады съезда с Обхода города в районе ул. Пастунской

В идеале, там мог быть парк с английскими газонами и велосипедными трассами. Такой опыт в мире уже есть и он себя прекрасно оправдал!


Пример городского парка под дорожной развязкой — Buffalo Bayou Promenade


Район отдыха и развлечений Дарлинг Харбор (Darling Harbour) в Сиднее

В ближайшее время в Сочи будут построены еще четыре транспортные развязки и новая трасса «Дублера Курортного проспекта». Шестикилометровая четырех полосная эстакада «Дублера» на высоте пять метров гусеницей проползет над городом. А это почти сто двадцать тысяч квадратных метров подэстакадного пространства. Чем же оно будет заполнено? В некоторых местах под эстакадой пройдет двух полосная дорога, где-то останутся дома и городские постройки, но большими пятнами будут разбросаны неосвоенные территории.

Уже сегодня надо решить, что же там будет – зона некачественной городской среды, прибежище для бомжей и наркоманов, либо озелененные, освещенные территории современного назначения. Это могут быть парки, скверы, паркуровские трассы, этнографические музеи на открытом воздухе, платформы для проведения выставок современного искусства. Лишь бы там была качественная жизнь.

Даже если это пространство облюбуют бомжи, а это объективная реальность любого большого города, то и для них можно выделить подходящий участок со столом, организованным питанием и контролем.

Сегодня у строителей есть возможность сформировать новое пространство под эстакадой третьей очереди «Дублера», на улице Чайковского. Это самый болезненный участок трассы, на нем предполагается вырубка огромного зеленого массива. От реки Сочи до ул. Гагарина это декоративные уличные насаждения — полувековые платаны, смыкающиеся шатром над проезжей частью улицы, пирамидальной формы вечнозеленые кипарисы и гималайские кедры. От улицы Гагарина до Хлебозаводского переулка по руслу Хлудовского ручья и, частично, по территории хлебозавода пока еще возвышаются ценные декоративные деревья, преимущественно кипарисы. Все они будут снесены.

Опубликованный проект вызвал социальный всплеск возмущения прошлой осенью. Однако неминуемость строительства подобных транспортных сооружений для развивающегося города настолько очевидна, что волна возмущения постепенно угасла. Чем же будет компенсирована потеря стольких зеленых насаждений? Какой вид будет открываться взору проживающих рядом людей? Нависающая над головой эстакада с шумозащитными экранами, сто пятидесятиметровая серая подпорная стена для съездов на улицу Чайковского. Тяжелый, свинцовый ландшафт!

Но и это пространство можно организовать современно – с вертикальным садом на подпорной стене, качественными газонами, выращенными там, куда попадают боковые лучи солнца и яркими формами малой архитектуры. Вдоль всей нижней дороги, отгородившись перилами, возможно создание паркуровской трассы, которую давно ждут энтузиасты движения.

Сочинские дендрологи и ландшафтные дизайнеры готовы заниматься проектом. Есть понимание того, что момент настал у Дирекции по строительству автомобильных дорог «Черноморье», в Администрации города и Городском Собрании. Между ними ведется диалог. Молчаливое сопротивление оказывает лишь генподрядчик. Для него это конечно лишняя головная боль и деньги. Удобнее по старинке в последний момент перед сдачей объекта прикрыть рулонным газоном строительный мусор. А дальше – «хоть трава не расти!» Она конечно и не вырастет.

Главный довод строителей: «Кто разрешит под эстакадой что-нибудь организовывать? Есть нормы!»

Для главного курорта страны эта фраза сегодня звучит цинично! Не могут быть мусорные свалки и запустение нормой.

В принципе, не могут быть одинаковыми градостроительные нормы для 21 века и середины двадцатого.

Люди изменились. Для них необходимо городское пространство другого качества. Понимание этого момента звучит и в тезисах Олимпстроя о реабилитации жилых районов города после транспортного строительства.

Все всё понимают, только строители никак не начнут реализовывать. Мы полагаем, что в период серьезных градостроительных перемен, у строителей должен быть тот же девиз, что и у врачей: «Главное – не навреди!». Иначе, может случиться, что, излечив тромбы транспортных артерий, курорт получит безобразные шрамы и омертвевшие участки на своем лице!

«Архитектура Сочи»

5/5 - (1 голос)
Exit mobile version