Site icon Архитектура Сочи

Буря и натиск сочинской олимпиады

В отличие от олимпийских спортивных строек возведение инфраструктурных объектов в Сочи уже стартовало. Более того, некоторые из них планируется достроить уже к концу нынешнего года. В результате в столице будущей Олимпиады должен появиться плацдарм для развития всего региона в целом.

Согласно исследованию компании CG/LA Infrastructure, в ближайшие 15 лет Россия должна быть одним из крупнейших инфраструктурных рынков в мире. В частности, объем инвестиций в российскую инфраструктуру, по подсчетам компании, должен составить фантастическую сумму от $830 млрд до $1 трлн. Гигантские суммы объясняются двумя крупнейшими инфраструктурными стройками: подготовкой к Олимпийским играм 2014 г. в Сочи и саммиту АТЭС во Владивостоке. Причем первый повод ближе, а, следовательно, строительство уже началось.

Шторм

Одна из наиболее крупных строек — проект строительства грузового порта Сочи у реки Мзымта — состоит из двух частей: инвестиционной и федеральной. Инвестиционная часть финансируется заказчиком, холдингом «Базовый элемент», и представляет собой структуру сооружений и комплекс зданий по береговой линии с причалами и искусственной территорией. Заказчик федеральной части — Росморпорт. В рамках этой части планируется соорудить защиту в акватории моря, обустроить саму акваторию порта и провести все дноуглубительные работы. Проект федеральной части разрабатывала компания «Морские строительные технологии», а проект инвестиционной части — ЗАО «Инжтрансстрой». Общая стоимость строительства составляет около 12 млрд руб.: эту сумму пополам инвестируют бюджет и холдинг Олега Дерипаски.

«Работы велись в высоком темпе, и часть причалов с января 2010 года по плану инвестора должна была уже начать работу по приему грузов для строительства олимпийских объектов. Для возведения порта с мая по декабрь 2009 года было принято уже несколько суден со шпунтом и механизмами», — рассказали в пресс-службе «Инжтрансстроя».

Первая очередь порта мощностью 2 млн тонн должна была быть открыта в начале 2010 года. Однако планы спутала погода: 14 декабря на побережье Черного моря, в акватории строящегося порта прошел сильнейший шторм.

«Его показатели по высоте и силе удара волны превосходили расчетные, из-за чего строящийся порт был поврежден. Инвестиционная часть его практически не пострадала, пострадала федеральная часть. Причины исследовала специальная комиссия. Безусловно, сыграл роль тот фактор, что сооружения строились пионерным способом, и работы не были закончены – то есть стояли разрозненные сооружения в море, гряда защиты замкнута не была, и нагрузку шторма такие неоконченные строения выдержать не могли», — рассказывают в «Инжтрансстрое».

Последствия шторма были столь серьезны, что эксперты заговорили о том, что возведение олимпийских объектов в Сочи оказалось под угрозой. В результате шестибалльного шторма пострадали гидротехнические сооружения порта, инфраструктура причалов, а также оказалась смыта в море строительная техника. Теперь сроки строительства и ввода затягиваются, а, следовательно, откладывается и доставка грузов. Точная сумма ущерба неизвестна. По мнению экспертов, не исключено, что восстановить построенную часть из-за плохой погоды получится не раньше весны, в таком случае строители опоздают на несколько месяцев или даже на полгода, а для «Базэла» проект может не окупиться.

Впрочем, в Инжтрансстрое считают ситуацию не столь мрачной.

«После шторма работы по проекту не прекращались. На части объекта, не пострадавшей от стихии, работа продолжалась по плану и по проекту контракта. Часть возведенных конструкций потребовалось восстанавливать. К восстановительным работам приступили после актов- заключений страховых компаний о состоянии объекта, что, несомненно, отразилось на сроках строительства. Инвестиционная часть проекта практически не пострадала и работы продолжались», — говорят в компании «Инжтрансстрой».

По их данным, сегодня проект строительства порта доработан проектировщиками, усилена конструкция защитных сооружений с учетом измененных условий силы и высоты волны Черного моря на данном участке побережья. Однако сроки сдачи объекта все равно будут сдвинуты. Первоначально планировалось в конце декабря сдать заказчику первую очередь инвестиционной части объекта — 3 причала емкостью 2 млн тонн груза в год, — и тогда же этап федеральной части — защиту акватории порта (юго-западное укрепление). Однако теперь первый этап инвестиционной части – должен быть готов к 1 апреля 2010 года, тогда же по федеральной части строители обеспечат подходы морских судов в акватории порта и выполнят все дноуглубительные работы, а весь объект планируется сдать к концу 2010-го.

«По проекту выполнены работы по дноуглублению, образованию искусственных территорий, строительству комплекса зданий и сооружений порта, сооружению защитных сооружений, причалов и пр.», — говорят в «Инжтрансстрое».

Как сроки сдачи порта в эксплуатация скажутся на поставке материалов к олимпийской стройке, «Трансстрой» сказать не может, отмечая, что это вопрос к заказчику инвестиционной части объекта, так как именно дирекция Порта Сочи — Имеретинский будет эксплуатировать порт как бизнес- предприятие. Сегодня это 3 месяца переноса сроков.

Главное — дороги

Все тот же Трансстрой сегодня ведет еще два проекта в предолимпийском Сочи — это «Инженерная защита Имеретинской низменности» и строительство дублера Курортного проспекта. В целом компании Олега Дерипаски сумели подчинить себе большую часть крупнейших инфраструктурных строек региона.

«Первый проект представляет собой работы, которые не очевидны обывателю: осушение болот и образование озер, дноуглубительные работы на этих водоемах, отвод сточных вод и организация системы ливневых стоков, устройство канализационных колодцев и проводка инженерных коммуникаций к будущим постройкам на территории низменности, планировочные работы, в том числе строительство внутриплощадочных дорог. Это технически сложная, но не наглядная работа по благоустройству территории», — рассказывают в «Инжтрансстрое».

Но именно эта работа, по данным компании, в дальнейшем позволит построить на большой части территории Имеретинской низменности гостиничные комплексы и олимпийскую деревню.

«С учетом сложных геологических основ, почв и подземных вод работа по проекту предстоит кропотливая и сложная — изыскания по проекту идут постоянно, появляются все новые и новые «неожиданности» почвы и структуры подземных вод, которые требуют вести проект с научным сопровождением и постоянным пересмотром первоначальных расчетов», — говорят в компании.

В свою очередь проект строительства дублера Курортного проспекта реализуется в условиях вошедшей уже в поговорку транспортной перегруженности. В сентябре 2009 г. победителем конкурса на строительство магистрали признан «Тоннельный отряд — 44» (ТО-44). Единственным соперником победителя было омское НПО «Мостовик». При стартовой цене контракта 28,9 млрд рублей «Мостовик» предложил 26,5 млрд рублей, а ТО-44 — 22,8 млрд рублей. Для компании «Тоннельный отряд 44», которая реализует этот проект, это уже не первый опыт, в конце ноября 2009 г. она уже сдала в эксплуатацию другую трассу — в обход города Сочи, с многочисленными эстакадами и мостами, которые необходимы в данном регионе, учитывая рельеф местности. Практически вся трасса построена на искусственных сооружениях с разными углами поворота дороги и многочисленными тоннелями.

«Поэтому существует четкая уверенность, что дублер курортного проспекта будет построен в срок, и центральная улица города, которая сегодня представляет собой многокилометровую пробку вдоль побережья, будет разгружена», — уверяют в «Инжтрансстрое», куда входит «Тоннельный отряд 44».

По словам президента ИГ «Покров» Николая Крайнова (компания работает в Сочи), из того немногого, что делается сейчас к Олимпиаде, стоит отметить, прежде всего, инфраструктурные проекты, в частности, строительство объездной дороги, дорог-дублеров и новой трассы на Красную поляну. Кроме того, эксперт отмечает Адлерскую транспортную развязку, будущий адлерский пересадочный узел.

«Из того, что делается, можно отметить строительство порта. Это очень хорошо для города и крайне необходимо. Что касается другой инфраструктуры, то активные работы идут по энергоснабжению, это в том числе строительство второй очереди газовой ТЭЦ и возведение трансформаторных подстанций в Адлерском районе. Это будет повышать энергетические возможности города, меньше станет ограничений для развития, будет повышаться надежность энергоснабжения города, потому что сейчас часто происходят обрывы проводов, обесточивания из-за того, что часть электрических веток старая», — говорит эксперт.

По его словам, очень важна реконструкция очистных сооружений, которая заложена в программу подготовки к Олимпиаде: они должны быть реконструированы по самым новым стандартам, которые принимаются в странах Средиземноморья.

«Когда это произойдет, море у берега станет намного чище. С точки зрения города как курорта это очень важно. Но эти работы пока ведутся вяло», — добавляет Николай Крайнов.

В свою очередь правительство планирует предоставить госгарантии компаниям, которые будут строить в России крупные инфраструктурные объекты. Речь идет о прокладке автомобильных и железных дорог, строительстве портов и аэропортов. При этом сами частные инвесторы должны вложить не менее 25% от стоимости проекта. Большую часть расходов государство берет на себя.

«Архитектура Сочи»

источник: bn.ru

Rate this post
Exit mobile version