Дмитрий Павлов
«Российская газета» — Спецвыпуск «Экономика: Автомобильные дороги» №216 (5040) от 18 ноября 2009 г.
Одним из наиболее актуальных и сложных вопросов подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи является модернизация автотранспортной инфраструктуры. Со стороны руководства органов власти всех уровней неоднократно подчеркивалось, что никаких задержек в вопросах олимпийского строительства быть не может. За этим строго следит и Правительство РФ, и Международный олимпийский комитет.
Развитие автодорожной сети Сочинского транспортного узла в преддверии Олимпиады одна из приоритетных задач Федерального дорожного агентства на ближайшие годы, отмечает глава ведомства Анатолий Чабунин. Всего в ведении Росавтодора — 13 масштабных дорожных объектов, строительство которых включено в программу подготовки к Олимпиаде и должно быть завершено к 2014 году. В перечень объектов строительства включены участки обхода города Сочи, дублер центральной городской магистрали — Курортного проспекта, строительство автодороги М-27 Джубга — Сочи на участке Адлер — Веселове, автодорожный мост через реку Сочи в Центральном районе и ряд крупных транспортных многоуровневых развязок. Ключевой дорожный объект — строительство обхода города Сочи. На сегодняшний день практически единственной магистралью, обеспечивающей автотранспортное сообщение в регионе Большого Сочи и связь Черноморского побережья Северного Кавказа с южными и центральными регионами России, является федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга — Сочи протяженностью 215 километров.
Дорога вдоль Черноморского побережья, так называемое Новороссийское шоссе, ныне — федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга — Сочи, имеет весьма почтенный возраст. Построенная более 100 лет назад она требует практически повсеместно безотлагательной реконструкции. Выполненная по нормативам III — IV категории шириной 7-10 метров с многочисленными серпантинами и малыми радиусами поворотов, она давно не отвечает современным требованиям безопасности движения и международным стандартам.
Около 17 километров автодороги Джубга — Сочи проходит через городские улицы центральной части Сочи, вблизи пляжей и санаториев, пересекая всю рекреационную зону города-курорта. Наиболее напряженный ее участок, от микрорайона Мамайка до поселка Мацеста, проходит через сплошной массив из десятков санаториев. Выхлопные газы от большого количества транспорта наносят им значительный ущерб.
Из-за перегруженности трассы и отсутствия достаточного количества полноценных транспортных развязок в городе постоянно образуются пробки.
Работы по строительству автомагистрали в обход города Сочи в целях недопущения превращения жемчужины Черноморского побережья в транзитный город были запланированы еще в советское время. Интересно, что по прогнозам тбилисских проектировщиков, сделанным в 1987 году, перспективная интенсивность движения на 2012 год планировалась в районе 6900 авт./сутки. Сегодня в пиковые летние месяцы ежедневный поток — более 30 тыс. автомобилей.
Масштабные работы в Сочи ведутся уже не первый год. В 2001 году был успешно сдан в эксплуатацию первый участок обхода протяженностью 4,5 км. В ноябре прошлого года было завершено строительство 2-го пускового комплекса — от ул. Земляничная до Сочинской ТЭС.
И сегодня основные усилия дорожников сосредоточены на строительстве обхода города Сочи. Сейчас на обходе завершается возведение тоннелей, мостов, эстакад и подпорных стен, начиная от транспортной развязки в районе Сочинской ТЭС и заканчивая постом ГИБДД на въезде в центральный Сочи на 172-м километре федеральной автомобильной дороги Джубга — Сочи.
За короткий срок завершено строительство пускового комплекса N 3 от Сочинской ТЭС до улицы Пластунская, протяженность которого 4,5 километра. Здесь возведены тоннель длиной 540 метров, две эстакады длиной 980 и 400 метров. Делаются последние штрихи и на второй очереди обхода от Пластунской до поста ГИБДД на 172-м километре дороги М-27. На этом участке протяженностью 4,5 километра общая длина искусственных сооружений составляет 3,66 километра.
Работы производились на местности со слабыми грунтами, где в любой момент возможны обвалы и оползни, и тем не менее все поставленные задачи выполняются в срок. В декабре объект «Обход города Сочи» общей протяженностью 17,1 километра будет сдан в эксплуатацию.
Кстати, работы завершатся на год раньше, чем это было предусмотрено ранее в Подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)», по которой идет финансирование проекта.
Обход города Сочи, который позволит разгрузить центральную часть города от транзитного транспорта, — важный, но не единственный шаг в решении транспортных проблем.
Другие масштабные проекты — строительство дублера Курортного проспекта, автодорожного моста через реку Сочи в Центральном районе, дороги М-27 Джубга — Сочи на участке Адлер — Веселое и важнейших транспортных развязок — «Донская-Виноградная», «Стадион», «Голубые Дали», «Аэропорт» и «Адлерское кольцо».
В июне этого года началось строительство транспортной развязки «Адлерское кольцо». Проектом предусмотрено возведение двух транспортных развязок — на улицах Ленина и Насыпной, которые будут соединены между собой эстакадой протяженностью 580 метров. Также необходимо построить три путепровода общей длиной более 90 метров.
Развязка «Адлерское кольцо» позволит разгрузить городские магистрали от пробок, которые неизбежно возникали из-за железнодорожного переезда. Кроме того, она создаст комфортные условия для проезда автотранспорта по основным направлениям: из Сочи и Адлера в Красную Поляну, а также в Веселое, где разместится Олимпийская деревня. Адлерское кольцо намечено ввести в эксплуатацию в августе 2011 года.
Строительство дублера Курортного проспекта протяженностью около 17 километров еще одна важная составляющая программы развития и совершенствования транспортной инфраструктуры центральной части Сочи. Магистраль также обеспечит основные внутригородские перевозки и пройдет от реки Агура до реки Псахе. Дублер Курортного проспекта позволит перераспределить транспортные потоки на новые направления, осуществить отвод из центра города транзитного транспорта, обеспечит максимальную непрерывность движения.
Тем самым будет разгружена прибрежная улично-дорожная сеть и снизится влияние автомобилей на курортную зону до приемлемого уровня. По оценкам специалистов «Дирекции по строительству и реконструкции автодорог Черноморского побережья» Федерального дорожного агентства, на дублер уйдет примено 40 процентов транспортного потока, который сейчас передвигается по центральным улицам.
Строительство первой очереди дублера начнется в ближайшие дни и завершится в конце 2011 года.
Дорожники прекрасно понимают, что в 2010-2012 годах в период строительства инфраструктурных объектов будет очень напряженная нагрузка на улично-дорожную сеть города, особенно в летнее время. Поэтому проекты строительства в обязательном порядке предусматривают разработку схем временных технологических дорог.
источник: rg.ru
Дополнительно по теме:
03.12.2009 — «РАЗВЯЗКА» ПРОБЛЕМ