Домой Урбанистика Лазаревское (Сочи): об урбанистике, туристической инфраструктуре и сохранении наследия

Лазаревское (Сочи): об урбанистике, туристической инфраструктуре и сохранении наследия

306
0

Любовь Давыдкина,
Лаборатория «Человеческий фактор»
4 октября 2017 г.

Недавно вернулись из отпуска, который провели в Лазаревском. Спешу поделиться своим членораздельно описанным опытом с урбанистами, занимающимся пространственным развитием г. Сочи.

Сразу оговорюсь: я не проводила исследований, кроме личных наблюдений, связанных с используемыми нами туристическими сценариями и маршрутами.

1. Город для машин

Для начала напомним, что — это район г. Сочи, экономика которого, как и экономика самого Сочи, держится за счёт туристического траффика. В сезон, с мая по сентябрь, толпы туристов заселяют множество частных городских отелей для того, чтобы иметь возможность погреться и хорошо отдохнуть на пляжах Чёрного моря. Люди приезжают на поездах, прилетают на самолётах, некоторые — на собственных авто. Но основной городской траффик в самую туристически активную часть года — это пешеходный.

Удивительно, но дорожно-транспортная инфраструктура Лазаревского абсолютно не про пешеходов. Например, чтобы попасть на пляж большой части туристов необходимо пересечь магистраль, которая походит по ул. Лазарева.

Мы использовали:

а. пешеходный переход по ул. Аэродромной — приходится делать небольшой крюк (ок. 300 м), время ожидания светофора — ок. 5 минут (это очень долго!), время перехода — 17-20 сек. Это очень мало. Хватает для того, чтобы быстрым темпом перейти дорогу здоровому взрослому человеку.

б. в аналогичном режиме работает светофор возле МФЦ. В день приезда, не ожидая такой долгой паузы я  решила, что светофор сломан, и пошла на красный. Но потом много раз наблюдала, как люди, не дождавшись зелёного, вполне сознательно перебегают дорогу.

в. наземный пешеходный переход по ул. Павлова, высота — ок. 6 м. Переход высокий и трудозатратный даже для здорового взрослого человека. Можно представить, насколько сложно подниматься по нему пожилым людям и детям дошкольного возраста. Трёхлетнего ребёнка приходилось нести на руках. Подъёмником для маломобильных мы не пользовались, но видели, что он работает.

Пешеходный переход по ул. Калараш — одной из центральных улиц Лазаревского, которую было бы логичнее всего соединить с пляжем — отсутствует! Там заботливо убрали светофоры и поставили заграждения вдоль всего перекрёстка. Теперь для того, чтобы спуститься к пляжу по ул. Калараш или, наоборот, подняться по ней к самому большому магазину Магнит (по размерам напоминает Ашан в Самаре), необходимо сделать большой крюк до ул. Павлова и обратно (330 м).

Вот материал на тему этого перехода, и небольшая выдержка из него, из которой становится понятно, в пользу КОГО принималось решение о строительстве этого перехода:

«Ситуация с пешеходным переходом на перекрёстке Лазарева-Калараш сложная. Инициативная группа лазаревских предпринимателей не желает, чтобы переход убирали. Причина понятна – далее по улице Калараш в сторону моря расположены десятки ларьков и магазинов, и предприниматели просто не хотят терять клиентов. Наземный переход, по которому и предлагают пустить весь поток пешеходов, находится всего примерно в ста метрах, но перенаправляет туристов на улицу Павлова, то есть на другую улицу. Кроме того, пока не налажена автоматическая работа подъёмника, установленного на этом переходе, не все люди, особенно с маленькими детьми и колясками, смогут легко им воспользоваться. С другой стороны очевидна и задача дорожников. Планируя сокращение потока пешеходов, они пытаются решить проблему перегруженности этого перекрёстка в летнее время. Так как здесь летом в часы пик скапливаются длинные пробки – большой поток отдыхающих, направляющихся на пляж, затрудняет(!!!) проезд машинам лазаревцев и гостей курорта«

Добавить к этому очень узкие тротуары (ок. 1,5 м), на которых даже в конце сезона бывает тесновато (ул. Аэродромная) и почти полное отсутствие инфраструктуры для людей с ограниченной мобильностью.

И совсем вводит в ступор все та же плитка (точно такая же, какую сейчас кладут в Самаре). Видимо, кто-то решил всю Россию закатать в одинаковую  плитку. Пишу об этом постоянно, и напишу ещё раз о том, насколько плитка делает трудной жизнь пешехода с маленькими колёсами: туриста с чемоданами (сломайся чемодан), мамы с коляской (сделаем из вашего ребёнка масло), роллеров, и ребёнка на самокате. Да, это большая подлость делать плитку там, где 2-3хлетнего ребёнка можно было бы поставить на самокат, вместо того, чтобы тащить его на себе всю дорогу на пляж.

2. Нерыночная экономика

Я мало знаю про экономику туристических городов и вообще про экономику, но что меня особенно удивило в Лазаревском — это организация питания. Большое, просто огромное количество однотипных столовых, которые в конце сезона стоят пустые, при низком, очень низком качестве сервиса и умеренно высоких ценах. Как такое может быть?

Что любопытно — в инфраструктуре питания не наблюдается никакого разнообразия: «столовая — шаурма — шашлык» — вот весь ассортимент, который предлагает Лазаревское для питания своих туристов. Никаких блинных, очень мало кафешек, совсем не попадались места, предлагающие аутентичную кухню. Столовые как будто клонированные — их очень много и у многих одинаковые вывески, совершенно идентичный ассортимент при идентичных же (различия в 5 рублей не считаются) ценах. О качестве питания и (о боже!) сервиса говорить не приходится. В некоторых столовых есть просто нельзя, в других — можно только утром (к вечеру сготовленные утром блюда выглядят уже не так аппетитно).

Удивляет полное отсутствие инфраструктуры детского питания (в отличие от инфраструктуры детских развлечений), в столовых нет не то что посадочных мест для детей, в некоторых даже чайные ложки отсутствуют, не говоря уже о возможности заказать детскую еду или хотя бы детскую порцию.

Что еще любопытнее, безалаберно стоящие пустыми столовые почему-то стали массово закрываться 25 сентября, захлопывая дверь прямо перед носами проголодавшихся туристов.

При этом город полон частной мелкой торговли — и это его привлекательная сторона. Большое количество частных лавок вдоль пешеходных маршрутов с недорогими сувенирами, одеждой, обувью, которые работают даже поздним вечером. Хороший выбор и качество сервиса отелей — место для проживания можно найти на любой вкус и под любые потребности.

3. Новые «хрущёвки»

Прошлый раз мы отдыхали в Сочи (Адлер) в 2010 году, тогда мы остановились на территории совхоза Россия. В то время там было достаточно тихое место с возможностью снять недорогое жилье достаточно близко к пляжу. В этот раз тоже хотели поселиться в том же районе, но вид новых построенных здесь «хрущёвок» отогнал эту мысль: зачем ехать за 2000 км, чтобы попасть в Южный город (Самара)?

В Сочи, и именно в Лазаревском вдохновляет буйство разнообразия частной низкоэтажной застройки. Нам довелось погулять по ул. Родниковая. Наверное, это место можно было бы назвать местными трущобами (кладбище, мусор, бедные деревянные постройки). Но при этом там чувствуется какая-то особая атмосферность.

4. О сохранении культурного наследия

Ну и напоследок о самом главном.

К сожалению, в этнографическом музее мы не были, но нам удалось посетить (дикарями) дольмен с менгирами, расположенный по маршруту «Берендеево царство» и Волконский дольмен.

Первый расположен на туристическом маршруте «Берендеево царство». Маршрут длинный, но удивительно красивый и видно, что ухоженный. В начале маршрута оборудовано кафе и площадки для отдыха и развлечения детей. По ходу маршрута встречается пасека (на схеме обозначена почему-то как «Чайные плантации», где мы, к слову, купили замечательный каштановый мёд (всем рекомендую взять побольше, если будете там).

Второй является памятником архитектуры. Маршрут Волконского дольмена — 300 метров, заканчивается очень мрачным, но красивым ущельем (грот «Два брата»). Удручающее впечатление произвело качество содержания Волконского дольмена: вокруг мусор, следы обрядовых действий туристов, дольмен изуродован желающими оставить свой след в истории.

Нам, как туристам любопытным, очень захотелось найти информацию о дольменах (историю, для каких обрядовых действий использовались, зачем портал и т.д.). Нам это не удалось. Информация о дольменах есть только самая общая, и везде указывается, что дольмены до сих пор не достаточно изучены. В кассе Волконского дольмена за 50 р. была куплена вот такая любопытная брошюрка. Как сказала кассир, ею пользуются даже экскурсоводы:

На фоне полного отсутствия достоверной и качественной исторической информации о дольменах экскурсоводы начинают придумывать собственные «истории», чаще с заимствованием обрядов совершенно других эпох и культур. В результате этих чуждых мегалитической культуре увеселительных процедур Волконский дольмен оброс ворохом грязных разноцветных тряпок, а грот «Два брата» — заставлен уродливыми зубьями деревянных кольев. Эти артефакты размывают общее впечатление исторической ценности находки. Происходит замена истинных смыслов выдуманными историями, памятник теряет свою культурную ценность, уничтожается. 

Это очень грустная история  про отсутствие ценности и невнимание к собственной аутентичной культуре.  К слову, стоимость билета на посещение Сочинского национального парка (тропа «Берендеево царство», Волконский дольмен) — 100 рублей/чел. Стоимость посещения аквапарка (это такой бассейн с пластиковыми аттракционами и громкой музыкой,  их в Лазаревском целых 2) — от 800 рублей.

И на фоне умирающего Волконского дольмена, памятника архитектуры, продолжу рассказ про культуру в Лазаревском на примере Парка культуры и отдыха (!) им. 30-летия ВОВ.

ПКиО и набережная — это места, куда  вечером стекаются туристы чтобы отдохнуть и развлечь своих детей. Из «культурных» развлечений на набережной — кафешки и шашлычные со всеми вытекающими.

ПКиО — это для детей. Парк доверху набит аттракционами от 4х до 28D и каруселями, обещающими «полную замену впечатлений (видимо, от посещения Волконского дольмена) на новые» незабываемые ощущения от 3х- минутного посещения VR. Судя по всему, положительные впечатления от вида борзо скачущих на одном месте и орущих в 3D очках туристов получают и сами владельцы аттракционов.

Фото с сайта http://lazarevskoe.in/

Апофеозом всей этой культурщины являются Дельфинарий, Пингвинарий и аттракцион «перевёрнутый дом», призванный окончательно перевернуть сознание посетителя. Да, культура насилия над животными в Сочи сильна как нигде: дельфинарий, пингвинарий, океанариум и целый ряд частников, развлекающих туристов попугаями, обезьянками и даже львятами.

Чему может научить ребёнка такая «культурная» среда?

5. Пожелания вместо заключения

Ну и напоследок напишу, каким бы мне (туристу) хотелось бы видеть Лазаревское в следующий раз, если доведется еще раз там побывать.

1)  С моей точки зрения, археологические памятники, события, связанные с историей региона, местные и культурные традиции должны быть ярче представлены в его культурной жизни. На них должен быть сделан основной упор, и от этого рынок туризма только выиграет. Для начала было бы неплохо привести в порядок объекты культурного наследия, пока они ещё не совсем утрачены, собрать историческую справку о дольменах и на её основе сформировать экскурсии с включением местных традиций и с бережным отношением к памятникам истории развития человечества.

2) Развитие детской инфраструктуры. Детская инфраструктура важна для семейного туристического кластера. Это пешеходная безопасность, возможность передвижения с коляской, на роликах и на самокате, инфраструктура развлечений и событий, инфраструктура детского питания (специальная кухня, размер порций, эргономичная мебель и т.д.), комнаты матери и ребёнка на пляже и в парках.

3) Продуманная пешеходно-транспортная сеть, не ограничивающая возможности передвижения для людей с колёсами, людей с ОВЗ и не затрудняющая доступ к пляжам для туристов, в том числе для туристов с детьми.

4) Продуманная организация туристических сценариев и семейного отдыха Парка культуры и отдыха им. 30-летия ВОВ, наполнение парка культурным содержанием, связанным с исторической идентичностью места.

«Архитектура Сочи»

Лазаревское (Сочи): об урбанистике, туристической инфраструктуре и сохранении наследия
3.9 7 чел.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.