ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Для развития всегда нужна цель: что развивать, куда развивать, а главное зачем. Например, Сочи позиционирует себя как город-курорт. Он ничего не производит, но является ресурсом для туризма и отдыха. При этом, чтобы поддерживать постоянный поток туристов и инвестиций, городу необходима качественная городская среда и высокий уровень жизни, чем город пока, к сожалению, похвастаться не может.

Более того, говоря о будущем развитии города-курорта Сочи многие специалисты, причём из разных городов России, утверждают, что у Сочи судьба таких крупных городов Азии как Шанхай или Сингапур (имеется в виду, конечно же, рост числа этажей и плотности застройки). Однако, возможен и другой вариант: Сочи имеет всё – рельеф, различные погодные условия, этническое разнообразие — чтобы развиваться как один из городов в Швейцарии.

Для этого необходимы следующие изменения:

  • Переход от экстенсивной модели развития города (гиперпространство) к интенсивной (компактный город);
  • Внедрение принципиально иных стандартов по дорогам и дорожному движению, архитектурно-строительных стандартов, а также сопутствующей инженерии;
  • Создание стратегий пространственного планирования и развития ной системы с учётом идеи компактных городов (созданных с нуля либо трансформирох из существующих в сверхэффективные и безопасные пространства для жизни людей).

 

Интенсивная застройка Швейцарии (слева) и экстенсивная Москвы

Почему именно Швейцария?

На сегодняшний день лидерами в сфере городского развития являются не те страны, которые мы привыкли считать наиболее развитыми. Например, относится к стране интенсивного типа лишь в отдельных случаях. Страны ЕС представляют лучший пример интенсивного типа развития, но лишь среди лидеров всего объединения. Однако рост интенсификации в странах лидерах ЕС сдерживается нагрузкой более слабыми странами, а также другими предпосылками (различные внешние обременения и весьма сложные внутренние процессы).

Среди всех стран мира наиболее эффективную систему работу смогли наладить специалисты Швейцарии, что подтверждается не только огромной библиотекой регулярно обновляемых стандартов, но и конечным результатом в виде позиции страны в мировых рейтингах. В сфере городского развития этой стране  удалось наладить безупречную систему благодаря грамотной стратегии развития народного хозяйства в сочетании с нейтралитетом страны, независимостью и отсутствием «утечки мозгов» и материальных средств. Более того, удалось создать единую и налаженную работу специалистов различных учреждений (в том числе государственных и частных), различных ведомств, министерств, муниципалитетов и регионов. Эта работа и сеть созданного сотрудничества не сиюминутна, а постоянна. Её результатом является создание двух основных библиотек стандартов SIAnorm и SNnorm.

  • Архитектурно-строительные стандарты SIA разрабатываются Обществом инженеров и архитекторов Швейцарии (SIAnorm)
  • Cтандарты дорог и дорожного движения SN разрабатываются Объединением дорожно-транных инженеров Швейцарии (SNnorm)

      SNnorm

Сюда включается работа, направленная на актуализацию и обновление данных библиотек с учётом необходимости постоянного поддержания страны на самом пике прогресса. Швейцарские стандарты имеют ограниченный жизненный цикл, по окончанию которого обязательно выпускается новый суперстандарт (терминология, встречающаяся в материалах швейцарский специалистов). Более того, разработка стандарта может быть включена в национальную рабочую программу. Благодаря этому развитие идёт не рывками с промежутками, отставая на годы и даже десятилетия, а плавно и позитивно без шоковых последствий резкого внедрения большого количества назревших принципиально иных ГОСТов и норм.

Результат подобной работы позволяет среди всех стран мира быть лидером во многих важных для жителей, экономики и всей страны рейтингах либо, как минимум, занимать прочные позиции в самой высокой категории.

Многолетний опыт работы в сфере стандартизации и её эффективности на этапе внедрения в развитие городов (в транспортную инфраструктуру, дорожного движения, архитектуру и строительство, привлекательность освоения земли и изацию городов) в настоящее время имеет серьёзный отрыв от аналогичного европейского и тем более американского.

Важное отличие от интенсивного пути развития, который мы наблюдаем на протяжении столетий в других странах Европы, в том, что швейцарский стандарт внедряется максимально однородно во всех регионах страны с различными климатическими и ландшафтными условиями, языками и различиями в менталитете, относительной неоднородностью уровня экономического развития регионов.

Сегодня ЕС проводит важнейшие реформы, в том числе в пространственном планировании и защите окружающей среды, которые окажут максимальное и неотвратимое влияние на экономику не только региона, но и всего мира, в том числе стран Второго и Третьего мира. Однако в ситуации с развитием городов пока не удаётся добиться желаемой однородности. В свою очередь в Швейцарии она достигнута, что доказывает максимальную жизнеспособность стандартов и идей, внедряемых специалистами. Именно благодаря этому создаются условия, при которых вне зависимости от мировых кризисов удаётся привлекать в страну инвесторов и богатых туристов из России и других СПЭ, включая бизнесменов, управленцев и их семей.

Продолжение следует.

Материал подготовлен:

Глеб Романовский
Александр Мостовой
https://mostovoy.livejournal.com/
https://offentlicheraum.livejournal.com/

5/5 - (2 голоса)
Предыдущая статьяМеждународный строительный форум SOCHI BUILD 2017 начнёт свою работу 26 октября
Следующая статьяВ России законодательно определены характеристики ИЖС и дачи

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Глеб, на картинке «Интенсивная застройка Швейцарии (слева) и экстенсивная Москвы» — все в точности наоборот. Дома расположены в Швейцарии не плотно — в основном это виллы и частные дома. В общем дома средней этажности, более 10 этажей здания встречаются редко. И это экстенсивная застройка. А вот путь развития у них интенсивный — в плане применения технологий и новых стандартов. Т.е. в Щвейцарии интенсивный путь развития при экстенсивной застройке (расползающийся город). Мостовой здесь (https://mostovoy.livejournal.com/55704.html) правильно применяет понятия интенсивности и экстенсивности к развитию и технологиям, но опять же сравнивает косвенно города Щвейцарии и других стран, где интенсивность застройки изучили намного лучше (Америка, см. Рем Колхас «Нью-Йорк вне себя»; Япония). Щвейцарии до такой интенсивности далеко, но они уже идут к этому — они сталкиваются с нехваткой жилья, застройка уплотняется (http://iswiss.ru/news/727-iz-za-nekhvatki-zhilja-v-shvejjcarii-mozhet.html). Насчет стандартизации не упомянута Япония, которая в большинстве своем позаимствовала и дополнила подход именно американский (см. зарождение Тойоты на примере фордовской системы).
    Компактный город — это как раз интенсивная застройка. Если говорить о влиянии на окружающую среду, то из двух типов застройки (из двух зол) — экстенсивной и интенсивной, — вторая имеет возможность при правильном применении менее негативно влиять на природу.
    Этот факт известен давно (Архив СА, 1927 г., статья про интенсивную и экстенсивную застройку: http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhiv-sa-ekstensivnaya-ili-intensivnaya-zastroyka-1927).
    Можно делать много и качественно одновременно — и это единственно правильный путь, примеры есть. Мы не можем делать один супер качественный дом или школу в России, нам нужно их намного больше, при этом, бесспорно, таких же качественных.

    Вторая часть про дороги (https://arch-sochi.ru/2017/11/gorodskaya-sreda-po-shveytsarski-2/):
    опять же возможность существования узких улиц без вреда движению — это экстенсивная неплотная застройка. Такая формула работает, в отличии от Сочи, где как-раз таки улицы узкие как в Щвейцарии, а застройка интенсивная. В нашем случае повышается плотность машинопотока, да и из соображений как раз комфортности и безопасности (соотношение сечения улицы, например 1:1) при высотной застройке нужно расширять дороги.

    Дальность отброса человека при столкновении в зависимости от формы автомобиля — это не городские стандарты благоустройства среды, это больше к исследованиям самих производителей на безопасность. Даже если такие городские стандарты существуют — они могут запретить ездить на машинах с определенной формой бампера?

    И в целом, если еще можно (может и нужно) сравнивать Сочи с Щвейцарией, то Россию с Щвейцарией сравнивать нельзя, т.к. это страны с разным количеством населения (146млн против 8 млн), с разной площадью территории, возможно даже с другой фазой стабилизации роста населения (в Щвейцарии большой процент семей состоящих из одного человека (https://snob.ru/magazine/entry/49621)) и другими различными характеристиками.

    • Приветствую. Хотел бы ответить на Ваши тезисы.
      На картинке «Интенсивная застройка» изображена застройка в рамках модели интенсивного развития экономики. То есть качества, раскрытия максимальных возможностей для человека и получения лучшей отдачи от использования земельных ресурсов. Справа изображена застройка характерная для экстенсивного типа развития, то есть штамповка большого количества дешевого массового жилья плотного жилья без формирования городского каркаса в условиях гиперпространства. Мобильность в условиях гиперпространства стремится к нулю.
      Застройка в Швейцарии, в отличие от Голландии, в большинстве своем как раз представляет собой не виллы, а малоквартирный жилой фонд. В Голландии большое количество примитивно распланированной земли под виллы и таунхаусы. В Швейцарии нет как таковых огромных пространств под виллы, как в той же Голландии или США. Земля используется максимально эффективно. Минимум земельного участка к виллам, сами виллы зачастую в вперемешку с ультра малоквартирным фондом под 2-6 квартир. Таковы тенденции последних 20-30 лет в Швейцарии. Этим обеспечивается лучшее развитие земель, сбор налогов, развитие транспортной системы и т.д.
      Если мы говорим о городах Швейцарии, то действительно здания более 10 этажей встречаются редко, но это интенсивный тип развития, помогающий раскрыть весь человеческий и экономический потенциал страны на высоком уровне. Не буду сейчас писать о мнении специалистов ETH, которые говорят об особых условиях для белых воротничков и иностранных компаний внутри страны, в т.ч. через умную транспортную систему, планировку земель и т.д.

      «Щвейцарии интенсивный путь развития при экстенсивной застройке (расползающийся город)»
      Это не так, так как швейцарские планировщики закрывают границы города, выделяют ярко выраженную границу урбанизированной части и сельской местности. Это можно почитать у Урса Томанна, кроме того сравнить расползание Москвы и Омска в ущерб развитию областей и развитие Цюриха и других городов в соответствии с концепцией агломераций компактных городов. То есть мы можем сравнить Омскую область с Цюрихской областью и посмотреть на перекос в развитии всей земли, где и что в реальности расползалось и за счёт деградации каких земель. В Швейцарии развитие земель происходит через развитие агломераций и метрополий, состоящих из компактных ярко обособленных городов. Это принципиальный момент.

      «они уже идут к этому — они сталкиваются с нехваткой жилья, застройка уплотняется (http://iswiss.ru/news/727-iz-za-nekhvatki-zhilja-v-shvejjcarii-mozhet.html
      Этот материал не соответствует действительности по многим причинам. Швейцарские города в отличие от Москвы или Омска как раз весьма стабильны в своей истории. Именно в Швейцарии, а не в России запрещена свободная иммиграция. Жить могут пустить либо очень обеспеченные категории, которые будут платить огромные налоги, либо очень умные, носители спецзнаний или суперпрофессий, например, конструктора, научные работники, технологи и т.д. Те специалисты с уникальным мировым опытом, которых нельзя найти внутри Швейцарии. Компания должна доказать почему именно этот специалист её необходим. Именно в Швейцарию нельзя приехать из развивающейся страны, чтобы лопатой копать траншеи. Вы просто не получите разрешение, а компании будет рекомендовано найти человека внутри страны.
      Рождаемость в стране стабильна. Спрос на прирост жилья формируют обеспеченные иностранцы. Однако в настоящее время в стране в различных регионах введены квоты продажи нового жилья. То есть банально вам могут не дать разрешение там, где вы хотите купить квартиру. Таким образом препятствуют «расползанию» городов и малых населенных пунктов. Плюс отмена в некоторых регионах налоговых льгот для сверх обеспеченных категорий немного подрезала спрос. Так что по всем пунктам там написано ложная информация.

      «Компактный город — это как раз интенсивная застройка.»
      Здесь необходимо делить компактный город как гетто в виде придатка к историческому центру и компактный город как сбалансированную и независимую систему выстроенную по-швейцарски. Условно у Вас есть огромный зал с крошечным бассейном в центре, в котором плавают 30 дельфинов отравляя друг друга продуктами жизнедеятельности. Или обособленные бассейны по всему залу с комфортными условиями для каждой пары дельфинов.

      «вторая имеет возможность при правильном применении менее негативно влиять на природу.»
      Гетто и искусственно собранные миллионники всегда наносят больший вред окружающей среде за счёт множества факторов. От ветров, до повышения температуры и ударной концентрации выбросов, в т.ч. с многократным превышением ПДК. Природа в этом месте не в состоянии компенсировать эти удары, она не справляется. В Швейцарии каждый компактный город окружен зеленым поясом, каждый автобан тоже окружен зеленым поясом.

      «Мы не можем делать один супер качественный дом или школу в России, нам нужно их намного больше, при этом, бесспорно, таких же качественных.»
      Удельно нам нужно такое же количество зданий и таких же качественных как в Швейцарии.

      «из соображений как раз комфортности и безопасности (соотношение сечения улицы, например 1:1) при высотной застройке нужно расширять дороги.»
      Вы можете связаться с BFU, думаю они Вам подтвердят, что вопрос широкой дороги — это вопрос превышения скорости. Дорога формирует скоростной режим, застройка формирует скоростной режим. Таким образом одинаковое количество ДТП в случае широкой и прямой дороги будет означать увеличение смертности. Это факт, так как в Цюрихе и Омске примерно одинаковое количество ДТП, но последствия диаметрально противоположны. Особенность конструкции автомобиля вторичны. При 100 км\ч Вы этого не сможете даже почувствовать.

      «И в целом, если еще можно (может и нужно) сравнивать Сочи с Щвейцарией, то Россию с Щвейцарией сравнивать нельзя, т.к. это страны с разным количеством населения (146млн против 8 млн), с разной площадью территории»
      Можно и нужно, так как вопрос исключительно в концепции. Есть Омская область и есть равнозначная часть в районе земель Цюриха. В одном случае деградация всей области ради соединения одного миллионника, в другом комплексное развитие ВСЕЙ ОБЛАСТИ, всех населенных пунктов, с многочисленными местами притяжения.

      Для России с её необъятными землями жизненно необходимо использование именно швейцарской концепции. Только она дает возможность максимально эффективного использования земель, всех преимуществ больших территорий, их освоения в гармонии с окружающей средой, возможностями человека и его благополучием.

  2. Основа швейцарской концепции — брать (денег и побольше) и никого лишнего не пущать. А новые архитектурные концепции того же Цюриха, при ближайшем рассмотрении, не далеко ушли от общемировых (тех же голландских). И бережет их от оголтелых девелоперов только жесткая политика в социальной, экономической и миграционной сферах. То-то они не в ЕЭС.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.