Домой История Дом Управления уполномоченного ЦИК СССР

Дом Управления уполномоченного ЦИК СССР

6502
7

Сегодня это здание, построенное по проекту академика архитектуры И.В. Жолтовского в 1936 году, многие жители и и Сочи знают как городской Художественный музей, именуемый до 1988 года просто Выставочным залом.

Торжественное открытие Выставочного зала изобразительного искусства состоялось 12 марта 1976 года после проведенной перепланировки здания под новую для него функцию.

О первоначальной планировке и всех архитектуре творения Жолтовского можно узнать из книги Н.Б. а «Сочи-. Очерк архитектуры» (1950 г.):

«Автор хорошо понял своеобразный характер сооружения, что помогло ему создать правдивую, выразительную архитектуру. Учреждение, руководящее социалистическим преобразованием курорта, является не только административным, но также идейным и культурным центром, претворяющим в жизнь постановления партии и правительства о социалистических принципах курортного строительства. Поэтому в образе здания нашли отражение архитектурные черты, свойственные не столько обычному типу советских административных зданий, сколько архитектуре курорта в целом.

Несмотря на внешнее сходство с классическими античными образцами, данное архитектурное произведение является совершенно самобытным, одним из самых своеобразных созданий Жолтовского, успешно отражающим характерные черты социалистической культуры. Формы здания удачно сочетаются с южной природой.

Своим главным фасадом здание обращено в сторону небольшого парка, находящегося на участке рядом с ним. К проспекту оно повернуто боковым торцом и по всей длине уходит в глубь квартала.

Открытая зеленая площадка с фонтаном, разбитая между зданием и парком, позволяет видеть квартал в глубину. Благодаря этому здание рассматривается с проспекта в интересном боковом ракурсе, а проспект не приобретает характера обычной городской улицы, занятой по периметру фасадами зданий. В этом заключается важная градостроительная особенность планировки квартала.

Края и центр здания образуют в плане выступающие вперед части. Но, в отличие от обычной в таких случаях схемы курдонера, создал оригинальную композицию, в которой средняя часть здания выступает вперед намного больше, чем боковые крылья. Это в корне меняет впечатление от комплекса: ему придаются черты смелости; повышается его объемная выразительность, усиливается доминирующее значение центра. Выступающие части соответствуют особым большим помещениям, находящимся в них, что позволяет легко преодолеть ряд трудностей внутренней планировки. Самая большая, средняя часть здания, имеющая также наибольшую высоту, состоит из зала для собраний и развитого вестибюльного комплекса с лестницами. Внутреннее устройство вестибюля представляет большой интерес. В нем максимально сохранено ощущение связи с природой путем устройства высоких боковых окон и особенно большого окна в конце помещения, благодаря чему посетитель при входе может увидеть обильную зелень по другую сторону здания.


Дом Управления уполномоченного Совета Министров СССР по Сочи—Мацеста. Вид по оси главного портика

Снаружи здание имеет много элементов, заслуживающих особого внимания. Его архитектурные формы весьма оригинальны. Центральный объем завершается спереди красивым четырехколонным портиком с широкой лестницей. Своеобразно прорисованы напряженные базы колонн, упругая линия ствола колонны и особенно капители с остроконечными углами абак.


Дом Управления уполномоченного Совета Министров СССР по Сочи—Мацеста. Угол портика.

Архитрав имеет слегка запрокинутые полочки; карниз легкий, модульоны изящных очертаний. За портиком находится интересно выполненная стена с монументальным порталом входной двери и арочным окном над ним.


Дом Управления уполномоченного Совета Министров СССР но Сочи—Мацеста. Фрагмент боковой части.

ые фасады центрального объема имеют самостоятельные членения и арочные окна вертикально вытянутых пропорций. На примыкающих к центру крыльях продольного корпуса выступают полуколонны, что придает крыльям вид застроенных галерей. Боковые выдвинутые вперед объемы сделаны также своеобразно. Для них характерны сложные фасады с пилястрами на углах и полуколоннами посредине. Отсутствие антаблемента между последними и особое расположение окон создают в центре разрыв несколько барочного типа, чему соответствуют также и формы оконных обрамлений.

Затем следует продолжение продольного корпуса, смело оставленное автором без членений и архитектурных деталей, что усиливает эффект прилегающих частей; далее расположены торцы, один из которых выходит на проспект. Их композиция составляет еще один интересный узел комплекса.


Дом Управления уполномоченного Совета Министров СССР по Сочи—Мацеста. Портик на торце, выходящем на проспект им Сталина.

Торцы сделаны также в виде портиков, которые состоят из четырех каннелирох столбов прямоугольного сечения, поддерживающих разорванный фронтон, объединенный только кровлей. Композиция имеет очень красивые пропорции. Посредине, в глубине установлены на пьедесталах скульптурные фигуры каменщика и плотника. Будучи богатой самостоятельной композицией, торцы вместе с тем подчинены центру.


Дом Управления уполномоченного Совета Министров СССР но Сочи—Мацеста. Капители портика на торце здания.

Плодотворные архитектурные идеи, заложенные в этом здании, заслуженно получили дальнейшее применение в советском зодчестве.»

«Архитектура Сочи»

5/5 - (5 голосов)
Предыдущая статьяЗавершаются работы в Совмещенном комплексе для соревнований по лыжным гонкам и биатлону
Следующая статьяНачинается строительство нового лечебно-диагностического центра

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Всего лишь двухэтажное с мансардой, на своей, советской земле без границ. Так что вполне можно было строить и без разрешения Сочинской администрации.
    Может быть, в этом и состоит секрет этого чуда?

  2. А по 94 ФЗ тендер выиграло бы какое-нибудь левое ООО, а не Жолтовский.
    А по Градкодексу авторский надзор обеспечил бы сам ЦИК, и построил бы вместо двух этажей пять, и сдал бы в эксплуатацию через суд.

  3. Вы не знаете историю архитектуры г.Сочи.
    По заданию на проектированиездание было как «Дом культуры в г.Сочи». Единственное, как мне сказал один из проектировщиков,(в своё время),Иван Владиславович не любил острых окончаний капителей коринфских колонн, он их всегда обрезал.
    А так обыкновенный дом культуры (для советского времени).

  4. Василич, я действительно не знал.
    В связи с этим не могли бы Вы найти хоть какой-то документ, подтверждающий первоначальное назначение. А то ведь это заблуждение провоцирует администрацию на переезд в это здание именно в связи с его бывшим стасусом!
    Меня, честно говоря, всегда смущало некоторое несоответствие формы содержанию, но теперь после Вашего разъяснения вопросов нет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.