Домой История Книги Игорь Ярошевский: «Неоднозначные семидесятые»

Игорь Ярошевский: «Неоднозначные семидесятые»

2939
0

«Архитектура Сочи» продолжает публиковать отрывки из книги Игоря Викторовича Ярошевского «Архитектура и власть».

«Взаимоотношения с властью складывались в те годы весьма своеобразно. Председатель горисполкома В. приезжал в институт. Часто? Относительность этого понятия предопределяется сложностью рассматриваемой темы. Чего архитектор как таковой мог бы в принципе ждать от визита к его доске царствующей персоны? Одобрения? Может быть. Материальных благ как результата одобрения? Вряд ли. Помощи, заключавшейся уже хотя бы в том, чтобы не мешали чиновники «второго эшелона»? Наверное.

В. Воронков приезжал довольно часто, высказывал какие-то замечания, за что-то хвалил. Когда секретарем горкома партии стал Гавриленко, внимание к нам ослабело. Хуже стало? Лучше? Не берусь ответить однозначно. Анатолий ич Удотов, заняв должность председателя горисполкома, явно продемонстрировал внимание к институту и архитекторам. Мы сделали ряд выставок, переоборудовав для этого конференцзал, горожане по примеру Удотова охотно их посещали. Институт привлекал общественное мнение, наши работы обсуждались, о них спорили. Обсуждались и проблемы, поднимаемые архитекторами.

Мы, к примеру, уже тогда били во все колокола, привлекая внимание к опасной, будто мина замедленного действия, проблеме строительства дорог по остаточному принципу. Мы пытались убедить власть, руководство города в необходимости предчувствия трагедии, в выделении средств на строительство виадуков, развязок. Конечно, в городе строились по действующим СНиПам, и столь бурную автомобилизацию страны тогда вряд ли кто-то мог прогнозировать, но предполагать это можно было. Если, допустим, при проектировании иницы на 100 мест закладывалась стоянка всего на 10 машин, разве нельзя было в этом усмотреть надвигающуюся проблему? Я доказывал тогда, что проблема дорог, парковок и гаражей искусственно замалчивается, но доказать не смог. Любой разговор о гаражах глушился на корню. Мы, рисуя жилые районы, закладывали многоэтажные парковки, у нас их вычеркивали. Сейчас пожинаем плоды и (сплевываю через плечо) еще не в полной мере. Сегодня (на 2001 год — прим. «Архитектура Сочи») в городе на пять семей одна машина. Что будет завтра?

Да, нам удалось построить автодорогу от центра до а, а вот городские не удалось. В генплане предусмотрен проект дублирования Курортного проспекта и улицы Донской, но он остался на бумаге. Не состоялась вторая полоса улицы Московской и расширение Северной. Принимались десятки решений исполкома (я тогда уже был членом исполкома) и не исполнялись. Первые руководители города не могли и не хотели всерьез понимать эту проблему, упорно не хотели. Последнее, что мы успели сделать по дорогам, было при Воронкове. Дальше наступила пауза, которая сегодня, похоже, уже сменилась активной позицией Управления федеральных дорог по Краснодарскому краю. Строительство объездной, кстати говоря, остроту проблемы тоже не снимет: она была нужна при транзите на Абхазию, которого сегодня нет.

Будучи главным архитектором института, я значительную часть рабочего дня тратил (именно тратил, использовал нерационально, бесперспективно) на написание писем в горком и горисполком. Я доказывал очевиднейший для профессионалов порок застройки города имплантироми сверху сериями жилых домов, уродующими курорт и его природную среду. Дефектность (если не дефективность) такой застройки, с точки зрения классической архитектуры, можно было считать преступлением. Письма оставались без ответа. Я писал статьи в газеты, они вызывали сильный резонанс в городе, становились даже предметом обсуждения на бюро горкома партии, но и там с нулевым эффектом. Партийные функционеры «среднего» уровня умели топить в бесконечных обсуждениях любой в.

Единственное, чего удалось добиться, это создание в институте инициативной группы по изации фасадов ряда серий жилых домов. Авторы-москвичи гневались на нас, считали это посягательством на их права. Победа была копеечной, «фиговый листок» модернизации не спасал ужасающей картины в целом.»

Вид на побережье Хосты до строительства автострады Агура-Адлер. 1972 год.

Вид на побережье Хосты после строительства автодороги Агура-Адлер. 1980-е

«Архитектура Сочи»

Rate this post
Предыдущая статьяРеконструкция Торговой галереи должна начаться в конце октября
Следующая статьяУтверждена экологическая экспертиза документации «Острова Федерация»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.